Тема: «Зачем нужно беречь водоемы?»

Автор-составитель: И.Ю.Пушкарёва

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитание защитников природы, формирование  экологических знаний о водоемах.

Задачи:

1. Пополнить знания о воде и о том, как человек ее использует, рассмотреть причины загрязнения водоемов;

2. Развивать любознательность, мыслительную деятельность, интерес к познавательной деятельности;

3. Воспитывать интерес к окружающему миру, любовь к природе, культуру поведения в местах отдыха на фоне природы.

Предварительная работа:

1.      Беседы, расширяющие знания о состоянии воды;

2.     Заучивание загадок, стихов;

3.     Создание презентации о реках Кузбасса;

4.     Чтение экологической сказки «Сохраняя воду, сохраняем жизнь!», «История одной Капли» (грустная сказка о воде);

5.     Рисование картин природы с изображением водоема.

Словарная работа: газообразная, морская вода, морская соль, испарение,  талая вода, парообразное состояние, водоемы Кузбасса, очистные сооружения.

Материалы и оборудование:

Стаканчики с водой в трех состояниях: вода, лед, кипяченная вода;

Схема; «Как вода попадает в дом»;

Глобус;

Плакат: «Круговорот воды в природе»;

Дидактическая игра-физкультминутка «Круговорот воды в природе»;

Дидактическая игра; «Волшебный глобус».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель. Ребята, я хочу загадать вам загадку:

Она и в озере,

Она и в лужице,

Она и в чайнике у нас кипит,

Она в ручейке бежит, журчит.

-Что это?

Дети: вода.

Воспитатель: Верно, это вода. Сегодня на занятии мы будем говорить о самой обыкновенной, и в то же время необыкновенной воде, воде волшебнице.

И сугроб, и снегопад –

Белоснежный водопад,

Капля в чашечке цветка,

Кучевые облака,

То туман в осенней мгле,

То узоры на стекле,

То сосульки, то капели,

Что весною зазвенели,

Иней хрупкий ледяной,

Что укрыл леса зимой,

В лужице осколки льда –

Это все вода, вода!

Воспитатель: Расскажите о воде, какая она? (прозрачная, не имеет запаха)

 Правильно, она прозрачная, жидкая. Может быть холодной и горячей. Не имеет запаха. Она может находиться в 3-х состояниях: жидком, твердом и газообразном. Давайте это проверим?

 (Воспитатель показывает детям наглядно воду в ее трех состояниях: вода, лед, кипяченая вода. Дети рассматривают, вместе с воспитателем делают выводы).

Воспитатель: Как вы думаете, а много ли воды на земле? (да).

Давайте посмотрим на глобус.

Воду на глобусе  обозначают синим цветом. Много ли это? (да)

А кому нужна вода? (Растениям, птицам, животным, рыбам, людям).

А нам в детском саду нужна вода? (Да).

А для чего нужна вода в детском саду? ( Чтобы умываться, поливать и купать комнатные растения, стирать белье, мыть полы, посуду, готовить на кухне обед).

Все правильно ребята! Какие вы молодцы! Вода нужна людям не только, чтобы утолять жажду, но и содержать в чистоте себя и свое жилище.

Проводится игра – физкультминутка «Круговорот воды в природе»

(Выбирается один ребенок на роль солнышка, а остальные ребята становятся маленькими капельками. Воспитатель играет роль большой реки, куда впадают ручейки).

Воспитатель: У воды великая забота – поить всех обитателей Земли. Без воды не сделаешь очень многих простых дел, воду ничем не заменишь.

Откуда же мы берем воду? (из  крана).

Ребята, хотите узнать, как в наше время вода попадает к нам в дома?

Возможность умываться, купаться в ванне под душем, пользоваться водопроводом – это великое благо. Чтобы из крана всегда лилась чистая вода, многие люди вкладывают большой труд. Дело в том, что в реки и озера попадают грязные стоки, поэтому вода в них  перестала быть чистой. И наша река Чумыш - не исключение, поэтому воду стали качать  из земли специальными насосами, а затем тщательно ее очищать.

 «Как вода попадает в дома», беседа по схеме.

Воспитатель: Бежит вода, струится

И прямо в домик твой.

К ней надо относиться,

Как к ценности большой.

Коль зря течет вода,

Кран закрой, а то беда!

Вода совершает такой долгий путь, прежде чем попасть к нам в дома, так много людей вкладывают свой большой труд, чтобы нам было комфортно, поэтому нужно бережнее относиться к воде и не оставлять кран открытым надолго.

Воды на земле - очень много, но, не смотря на это, воду нужно беречь!

Многие производства загрязняют реки. Вода становится мутной, в ней гибнет все живое. По берегам засыхают деревья и кусты, и река медленно умирает. Чтобы этого не случилось каждое производство должно строить специальные очистные сооружения. 

Но причиною загрязнения рек становятся не только заводы и фабрики.

Вот послушайте небольшой рассказ.

(Воспитатель читает рассказ детям «Как люди речку обидели»).

     Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили в гости. «Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада», - говорила Речка. Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и пришлось их выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. И еще он раздавил большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты, бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.

     Когда гости ушли, голубая Речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости. 

Воспитатель: Ребята, какой была Речка до прихода Костиной семьи? (голубой, чистой, прозрачной).

Почему она посерела и погрустнела после того, как папа, мама и Костя отдохнули на ее берегу? (Потому что они оставили после себя много мусора, убили многих обитателей речки).

Воспитатель:  Как вы считаете, почему нельзя так поступать? (Нельзя  загрязнить речку. Могут погибнуть рыбы).

Река- это живое существо, у нее много жильцов, она никогда не стоит на месте, все время движется, течет. Нужно относиться к реке с уважением, беречь ее, и всех ее обитателей!

Работа по дидактическому  пособию  « По следам мышонка Пика» (стр. 7 - 8)