Тема: «Правила поведения в природе. Экологические знаки»

Автор-составитель: И.Ю.Пушкарёва

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Цель:  формирование у детей экологической культуры, системы ценностных отношений к природе.

Задачи:

1. Развивать познавательный интерес к миру природы;

Формировать основы экологической культуры и культуры природолюбия,  освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;

Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Оборудование: запрещающие знаки в природе, презентация «Правила поведения в природе», аудиозапись «Голоса леса», «Журчание ручейка», песня «Лето» исп. А. Арсеньев, песня «Мы идем на радугу» исп. «Непоседы», трафареты цветов,  капсулы от киндер - сюрпризов, пластилин черного и белого цвета, бытовые отходы, 2 корзины.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня отправится в лес. Вы хотите побывать в лесу? Тогда повернемся друг за другом и пойдем по тропинке в лес.

Звучит песня «Мы идем на радугу»  (Дети идут друг за другом)

Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. Как хорошо в лесу, красиво, чистый воздух, пение птиц успокаивает и радует слух. Послушайте, как в лесу поют птицы.

Звучит запись «Голоса леса».

Воспитатель: В лесу есть свои правила и законы сохранения порядка в природе.  Животные все их соблюдают, а вот человек иногда их нарушает. А вы знаете правила поведения в лесу? Давайте их повторим. Я буду вам говорить, как ведут себя некоторые люди в лесу, а вы будете определять правильность ответами «Да» или  Нет».

 

 1.На полянке посидели,

Все попили и поели,

А потом пошли домой —

Мусор унесли с собой!

 Правильно? (Да)

2.Можно по лесу гулять Ветки с дерева ломать? (Нет)

3.Девочки цветочки рвали

 И в веночки заплетали.

А полянка вся пуста —

Не осталось ни цветка!

Правильно? (Нет)

 4.Можно уходя домой,

Уносить ежа с собой? (Нет)

 5.Дети по лесу гуляли,

Не шумели, не кричали,

 Ягоды собрали,

 Кустик  даже не сломали!

 Правильно? (Да)

Воспитатель: Молодцы. Подружиться с Природой, понять и полюбить её помогут тебе весёлые сказочные герои “Эколята” – друзья и защитники природы.

Эколята это малыши-жёлуди Тихоня, Умница, Шалун и их подружка Елочка. Шалун - Это братишка-желудь. Он любит веселые игры, которых знает великое множество. Шалун все время стремится узнать что-то новое и неизвестное. Умница много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому,  что любит читать. Нет-нет, только не надо думать, что она всегда поступает правильно и знает ответы на все вопросы. Просто из всех малышей она самая старшая, и это всё объясняет. Тихоня и вправду довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Но это нисколько не мешает ему всячески поддерживать старшего брата – Шалуна – не только во всех его проказах, но и полезных делах. А ещё Тихоня очень любит цветы, поэтому перед домиком  он разбил чудесный цветник. Елочка - подруга малышей-желудей, она – веселая и общительная. Она часто заходит к малышам в гости, чтобы поиграть, поговорить о том, о сём. Они родились в лесу, знают про него всё или почти всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. Конечно, как и все дети, они иногда любят пошалить. Они берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях. Они помогут детям ближе узнать природу, подружиться с ней и полюбить её.

Воспитатель: Что это за шум? Кажется, кто-то зовет на помощь.

Эколята : Помогите! Помогите! (вбегаютЭколята )

Воспитатель: Познакомьтесь, ребята - это мои друзья,  Эколята.

Что случилось?

Умница: В лесу беда случилась,

Ёлочка: Вокруг всё изменилось,

Тихоня: Птицы не поют,

Шалун: Цветы не цветут, речка не журчит….

Воспитатель: Ребята, давайте поможем нашим друзьям  Эколятам спасти лес! Согласны? Тогда в путь!

Звучит аудиозапись «Звуки природы – утро в лесу»

Воспитатель: Мудрый лес, добрый лес

Полон сказок и чудес.

Мы идём на помощь к вам,

Рады мы помочь друзьям.

Ждут нас на лесной опушке

Птички, бабочки, зверюшки,

Паучок на паутинке

И кузнечик на травинке!

Как вы думаете, о чём поют птицы? (о солнышке, о травке, о листве, о голубом небе, о лете)

Вот мы с вами на лесной поляне. Посмотрите, какая грязная поляна, что же здесь произошло?

Звучит запись (голос за кадром)

Притоптали меня травушку,

Притоптали меня зелёную

Да всё детушки.

Да всё малые.

 В зелёном лесу гуляли, да цветы красивые срывали!

            Ёлочка: Люди мусор раскидали,

За собою не убрали,

Все цветы завяли,

Бабочки пропали…

Воспитатель: Ребята, давайте наведем порядок на поляне, и тогда снова полянка расцветёт, и на неё прилетят красивые бабочки!

Игра-соревнование «Кто быстрее»

(На полу разбросаны бытовые отходы: капсулы от киндер - сюрпризов, пакетики, палочки, баночки и др. Дети делятся на 2 команды, и каждая команда по сигналу ведущего собирает в свою корзинку бытовые отходы)

 

Работа с дидактическим пособием « По следам мышонка Пика» стр.9

Тихоня: А еще в лесу засорился ручеек. Зверям даже воды попить негде.

Воспитатель: Ребята, как же нам помочь?

 Да, правильно. Нужно научить Эколят,  очистить воду. Но фильтра у нас нет, но мы его можем сделать из природного материала,  который находится вокруг нас.

Опыт: «Очистка воды».

            Воспитатель: Ребята, есть метод очистки воды - это очистка песком и камешками. Почему вода из родника, которая проходит под землей через толщу грязи и песка, не только не загрязняется, но и становится кристально- чистой? Давайте я сейчас покажу, как можно очистить воду.

 Посмотрите, я набрала воду из загрязненного родника.  Какая вода? (грязная).

 Возьмем воронку, поместим в нее песок и будем медленно выливать загрязненную воду (В нее мы положим бумажки мелкие палочки).

 Что происходит с водой? Где остается мусор?  (мусор остается наверху песка, а вода проходит сквозь него).

Воспитатель: Сделаем вывод, что делает песок и камешки с водой? (песок водопроницаем, может пропускать воду и очищать ее.

Эколенок: Спасибо, научили как очистить воду в ручейке. Давайте послушаем, как весело зажурчал ручеек!

            (Аудиозапись «Журчание ручейка»)

            Воспитатель: А теперь я предлагаю вам посмотреть интересные картинки о правилах поведения в природе (на экране интерактивной доски появляются изображения о бережном отношении к природе).

Воспитатель: Вот и подходит к концу наше путешествие по лесу, вы хорошо потрудились,  помогли лесным жителям, а сейчас давайте повторим правила поведения в лесу.

1ребёнок: В лесу порядок такой: Посидел — убери за собой!

2 ребёнок: Муравейники не трогай, Проходи своей дорогой!

3 ребёнок: Ты деревья не ломай И цветы зря не срывай!

4 ребёнок: Нельзя в лесу шуметь, кричать, Зверей из леса забирать

5 ребёнок: Костёр надумал разводить, Ты не забудь всё потушить, Тут до беды не далеко, Тушить пожары нелегко!

Эколята: Спасибо вам ребята! Вы настоящие друзья, которые готовы прийти на помощь. Мы верим. Что вы никогда не поломаете деревце, не наступите на жучка, не разорите гнёздышка…

И тогда для вас награда —

Птицы, звери — все вам рады!

Бабочки порхают,

 Цветочки расцветают,

Спеют ягоды для вас,

Приходите, в добрый час!

(Воспитатель обращает внимание – на интерактивной доске появляются опять пейзажи с природой в лесу)

            (Звучит красивая музыка)

Воспитатель: Как красиво запели птицы в лесу, они рады, что вы помогли своим друзьям. Вот и пришла пора прощаться с нашими друзьями, нам нужно возвращаться в детский сад.

Возьмемся за руки друзья,

И по тропе лесной,

Отправимся к себе домой.