Тема: «Как растут растения? Полевые цветы»

Автор-составитель Е.И.Мамонтова.

Основная образовательная область:  «Познавательное развитие»

Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие».

Цель: обобщение  представления  детей о росте и развитии растений,   связи между  ростом растений и их потребностями в различных условиях среды.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием  "полевые цветы": где растут, видовое разнообразие, зачем и кому нужны;

2. Воспитывать бережное отношение к полевым цветам, к  родной природе и  окружающему миру;

3.    Расширить знания об условиях необходимых для роста и развития растений. 

Предварительная работа:
1.  Беседа «Зачем растениям нужна  вода, солнце, земля».
2. Наблюдение за ростом лука в земле, в воде.
3.  Рассматривание цветущих растений.
4. Чтение рассказа  Льва Толстого «Какая бывает роса на траве.

Оборудование: модель цветка, карточки с изображением солнца, воды, земли, ноутбук, видеоролик «Полевые цветы», дидактическая игра «Что есть у растения», звукозапись «Звуки природы», спокойная мелодичная музыка.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

(Дети играют в группе, воспитатель предлагает подойти к уголку природы и просит помочь полить и прорыхлить землю в горшках  комнатных растений)

Воспитатель: Ребята, назовите мне растения, которые живут в нашем уголке природы? ( сансевьера  (щучий хвост),  фиалка, алоэ, бальзамин,  бегония.

А как их можно назвать, одним словом?Какие это цветы?(комнатные).

Почему их называют комнатными?(Они растут в помещении и за ними ухаживает человек)

 Без чего цветы не могут расти? (Цветам нужна почва).

 Объясни  для чего?(Почва, в которой находятся корни, обеспечивает цветы питательными веществами.)
-Выбери, (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.

(Ребёнок берёт карточку с изображением горшочка с почвой и прикрепляет на доску).
Еще, что нужно для роста цветов? (Вода поит растения, умывает их.)
Выбери, (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.
Без чего цветы не могут расти? (Без солнца. Солнце согревает растения, даёт им тепло.)

Возьми, (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.

Кроме всего этого  растениям необходимы: уход, забота и любовь, которые способствуют росту, цветению и красоте растений!

Физминутка(под спокойную мелодичную музыку):

Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)

(Звучит музыка «Звуки природы»)

Воспитатель: Ребята закройте глаза и прислушайтесь.Что вы слышите?(щебетание птиц, жужжание шмеля, шорох листвы…)

 Представьте, что мы с вами оказались на полянке. Вокруг нас бескрайние просторы и множество цветов и трав.

(Видеоролик «Полевые цветы»)

Воспитатель: Как хорошо на летней полянке! Среди зелёной травы пестреют яркие душистые цветы. Над ними порхают разноцветные  бабочки,  стрекозы, мохнатые пчёлы. Насекомых привлекает  яркая окраска лепестков и исходящий от цветов аромат. Природа наделила их не  только красотой, но и выносливостью: они не требуют ежедневного полива, им достаточно редкого дождика, их не нужно сажать, семена разносят в разные места насекомые на своих лапках, животные на своей шерсти,  ветер. Эти цветы  кормят нектаром насекомых.

Как,  одним словом назвать цветы о которых рассказывается в видеоролике?(Цветы, растущие на лугах, полях, называются полевыми).

Дидактическая игра  «Что есть у растения?» (дети парами собирают полевой цветок из разрезных карточек с изображением частей цветка и должны угадать его название).

Назовите,  какой цветок у вас изображен на картинке?(ромашка, колокольчик, василек, медуница…)

Ребята, цветы которые вы собрали из разрезных картинок , выращивают дома? (нет).

Значит,  это какие цветы? (полевые)

Давайте посмотрим, что есть, какие части имеет полевой цветок и зачем это ему нужно (по модели):

·         корень – находится в земле, всасывает из земли воду и вкусные полезные витаминки для роста своего цветка (питательные вещества)

·         стебель – по нему передается к листьям и цветку вода и питательные вещества

·         листья – когда светит солнце, листья вбирают в себя энергию солнечного света, внутри листочка она превращается в сахаристые питательные вещества, необходимые растениям для роста.

·         цветок – весной на зеленых стебельках раскрываются душистые цветы. В чашечке цветка  хранится сладкая капля нектара (сладкого сока), за которой к цветам летят насекомые.

·         нектар – сладкий сок цветка. Если нектар запрятан глубоко внутри цветка, к нему летят насекомые с длинным хоботком (бабочки, пчелы, шмели).

А если нектар спрятан близко, то к такому цветку летят жуки и мушки, у них хоботок короткий.

-  Как же насекомые находят сладкий нектар? Они очень хорошо видят цвета и узоры на цветках и чувствуют далеко ароматный запах цветка. Бабочки любят красные, а пчелы хорошо видят желтые, синие, фиолетовые цветы.

 Вот и получается, что цветы "подзывают" и кормят бабочек, шмелей, пчел, мотыльков вкусной пыльцой и сладким нектаром, а те опыляют их.

ОПЫТ: объяснить детям, что ноги, лапки насекомых покрыты мелкими пушистыми волосинками, похожие на ощупь на ватный тампон. К ним легко пристает мелкая пыльца, похожая на грифель от карандаша (натереть грифель цветных карандашей и ватный тампон)

- Как мы должны относится к полевым цветам?  Можно ли наступать на цветы на поляне? (Нет, так как у цветка сломается стебелек и он погибнет, в цветке могут жить или питаться насекомые и мы сломаем не только цветок, но и раздавим крошечное насекомое)

 

Работа по дидактическому пособию «По следам мышонка Пика»

 (стр.10 – 11)

Воспитатель: Ребята, мы сегодня много узнали нового,  и я думаю, что вы теперь еще внимательней и бережней будете относиться к окружающей природе.