Тема: «Зеленая аптека»

Автор-составитель Е.И.Мамонтова

Основная образовательная область:  «Познавательное развитие»

Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Цель: ознакомление и расширение  представлений детей о лекарственных растениях, какую пользу они приносят и можно ли их выращивать в домашних условиях.

Задачи:

1.Обобщить и систематизировать представления детей о лекарственных растениях, вызвать желание узнавать новые факты о них;
2.Развивать связную  речь,  расширять словарь за счет новой информации (ромашка аптечная, подорожник – путешественник, травники, медонос, ноготки, соцветия);

3. Учиться  устанавливать причинно – следственные связи;

4.Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лекарственным травам.

Предварительная работа:

1.      Опытно – исследовательская деятельность: выращивание рассады календулы на окне и уход за ней;

2.     Чтение экологической  сказки  «Маленькие путешественницы»;

3.     Разгадывание загадок о лекарственных растениях.

Оборудование: мяч,  звукозапись «Звуки природы», шапочки на голову лекарственных растений (крапива, подорожник, ромашка, мята), засушенные пучки крапивы, подорожника, ромашки, мяты.

Ход непосредственно образовательной деятельности: 

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро, 
При встрече здороваться «Доброе утро».
Доброе утро солнцу и птицам 
Доброе утро улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите хорошее настроение

Ребята я не вижу Женю, где он? 
          Дети: Он простудился,  кашляет. И сегодня остался дома.
          Воспитатель: Очень жаль, а как же нам уберечься и защититься от болезней? 
          Дети: Мы едим лук, чеснок, проветриваем группу, ходим гулять, едим витамины. 
          Воспитатель: А еще можно пить чай из лекарственных трав.

Как вы думаете,  какие травы называются лекарственными? Я предлагаю вам отправиться  в  путешествие, а именно в «Страну лекарственных трав».

Скажите, на чем можно путешествовать?
          Дети: на автомобиле, поезде, самолете, теплоходе и т.д.
          Воспитатель: Сегодня мы отправимся в страну лекарственных растений.  Готовы? Садимся в машину, поехали!
          Физминутка:

«Едем, едем на машине…»(движемся друг за другом по кругу, имитируем руль)
Едем, едем на машине, нажимаем на педаль,(имитируем руль, правой ногой нажимаем на педаль)
Газ включаем, выключаем, смотрим пристально мы вдаль.(поворачиваем кисти влево, вправо)
Дворники счищают капли: влево, вправо – красота!(указательными пальцами двигаем вправо, влево)
Волосы ерошит ветер, мы шоферы - хоть куда!


(Музыка звучит «Звуки природы)

            Воспитатель:
Лес как сказочное царство, 
там кругом растут лекарства. 
В каждой травке, в каждой ветке 
и микстура, и таблетки. 
Ну,  а чем и как лечить 
я смогу вас научить. 

           Воспитатель: Давайте больше узнаем о лекарственных растениях. Как вы думаете, почему они называются лекарственными? (их используют для лечения заболеваний). 
Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. 

Послушайте загадку: 
Растет зеленою стеной, 
Ее обходят стороной, 
Колючая и злая дива. 
А как зовут траву? (Крапива) 

(Выходит ребенок в шапочке Крапивы)
Правильно, ребята, я  сорняк.  Я  расту  у заборов домов, по обочине дорог. Стебель и листья покрыты жгучими волосиками. Чуть дотронешься до них - они обламываются и ранят кожу. Появляются волдыри, которые чешутся. Листья крапивы богаты витаминами, поэтому весной, пока нет свежих овощей, листья крапивы собирают и готовят их них зеленые щи. В медицине листья крапивы используют как кровоостанавливающее средство. 

(Угощает ребят пучком сушеной крапивы)

Воспитатель: Вот видите, какая полезная оказывается крапива.

А кто это еще там выглядывает?
Вдоль дорожек его встретишь, 
Ранки, ссадины излечишь, 
Сорвешь листочек осторожно. 
Кто нас излечит? (Подорожник) 

(Выходит ребенок в шапочке Подорожника)
 А вы знаете, почему меня  так называют? Я  расту около дороги, я  есть у нас на участке. У меня  крупные, блестящие листья. Они прижаты к земле. Сколько ни ходи по ним ногами, их не прижмешь и не притопчешь, потому, что лист у подорожника крупный. Это растение – доктор. Если мой  листок приложить к ранке, то он остановит кровь, убьет микробы и ранка быстро заживет.

(На прощание дарит ребятам пакетик   засушенных  листьев  подорожника)

Воспитатель: Спасибо за рассказ, Подорожник. Нам нужно продолжать наше путешествие.

Физминутка:

Мы садимся в самолет, отправляемся в полет(правой рукой пристегнули ремень).
Мы летим над облаками, машем папе, машем маме (руки расставлены в стороны, машем одной рукой).
Видим, как течет река, видим в лодке рыбака (рука у козырька, правой рукой показываем движение  волны, забрасываем удочку)
Осторожнее: гора! Приземляться нам пора!(снижаемся, руки в сторону, присели)


         Воспитатель: Стоят в поле сестрички - 
желтый глазок, белые реснички. Кто это? (Ромашки) 
 Как вы догадались?

(Выходит девочка в шапочке Ромашки)

Я расту  на лесных опушках, полянках, в лугах и на полях.  Меня употребляют внутрь как противовоспалительное и успокаивающее средство. При ангине моим  настоем полощут горло. При нарывах лечат раны, промывают глаза. Чай из ромашки помогает при болезнях желудка. 

Вот вам вязаночка засушенной  ромашки.

Воспитатель:
В жвачке, в пасте и в конфетах 
Вы найдёте травку эту. 
Холодит приятно рот, 
Запах чаю придаёт. (мята) 

(Выходит ребенок в шапочке Мяты)
Вот послушайте рассказ: 
Пошел как-то селянин свою пасеку проведать и вернулся домой хмурый, как туча. 
– Что случилось? – перепугалась жена. 
– Беда с нашей пасекой. Не то, что меду, пчел почти не осталось. Напал на них клещ злющий, от которого спасения нет. 
Опечалились селянин с женой – без денег, которые за мед выручали остались. Пошел селянин на базар, чтоб на последние деньги детям хлеба купить. Шел он, вдруг запнулся и выронил свою последнюю монету. Прикатилась эта монета прямо к старику, что торговал связанной в пучки какой-то пахучей травой. Поднял дедок монету селянина и говорит: 
- Хочешь, отдам тебе за твою монету пучок мяты? Есть в этом растении чудесное вещество – ментол. Мята и простуду прогонит, и колики в животе уберет, и сердце успокоит. – Я б хотел моим деткам не травы. А булок сдобных с базара принести, та нет у меня денег на них. Давай свою траву, может от нее хоть на сердце легче станет, – сказал селянин и взял пучок мяты. 
– Залей дома мяту кипятком и пей вместо чая, – посоветовал дедок на прощанье. 
Селянин так и сделал. Сели они всей семьей пить ароматный чай из мяты и видят, что над чашками пчелки вьются. Подлетела одна пчелка прямо к уху селянина и прожужжала: 
– Для нас мята – спасение. От ее запаха клещи вредные замертво падают. 
Обрадовался селянин и положил в каждый улей тряпочку, смоченную в мятном настое. Вскоре в ульях не одного клеща не осталось. Пчелы выздоровели и меду наносили. 
Селянин за мед деньги выручал и больше беды не знал. А я вам приготовила гостинец, пучок засушенной мяты к чаю.

         Воспитатель: Ребята, а где же нам приобрести эти чудесные травы?

Правильно. Их можно собрать или купить в аптеке. Необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила, какие? 

 

Работа по дидактическому пособию «По следам мышонка Пика»

стр. 11 – 12, 14.

(Дополнительный материал для педагога)

1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых. 
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. 
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. 
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок. 
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце. 
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем. 

Воспитатель: Давайте встанем и поиграем в игру «Я мяч бросаю, а ты лови и правильно говори! » ( Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задаёт вопросы детям). 

Воспитатель
: Что такое лекарственное растение? 
Дети: Растения, которые лечат разные болезни. 
Воспитатель: Для чего используют лекарственные растения? 
Дети: Для лечения разных болезней, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст. 
Воспитатель: В какую погоду собирают лекарственные растения? 
Дети: В сухую, солнечную погоду. 
Воспитатель: Почему подорожник так назвали? 
Дети: Потому что он растет вдоль дорог. 
Воспитатель: Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог, около домов? Почему? 
Дети: Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно. 
Воспитатель: Где можно собирать лекарственные растения? 
Дети: Можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках. 
Воспитатель: Почему растение мать – и – мачеха так назвали? 
Дети: Потому что листочек с одной стороны гладкий, холодный, как мачеха, а с другой - мягкий, теплый, как мать. 
Воспитатель: Что делают из лекарственных трав? 
Дети: Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло. 

Воспитатель:- Чай, с какими лекарственными растениями вы пьете дома всей семьей?

А я хочу угостить вас настоем шиповника. Он богат витамином С, укрепляет иммунитет, борется со всеми болезнями.