Тема: «Как растения к зиме готовятся»

Автор-составитель Е.И.Мамонтова

Основная образовательная область:  «Познавательное развитие»

Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие».

Цель: знакомство с природой ближайшего окружения, формирование экологической культуры у детей старшего  дошкольного  возраста. 

Задачи:

1.      Формирование системы знаний о жизни растений в осенний период: понимание закономерности явлений природы, цикличности изменений в природе; конкретизация представлений детей об осеннем расцвечивание деревьев;

2.     Развитие образной и доказательной речи детей;

3.     Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к растительному миру (деревьям) как живым существам; чувства важности и необходимости всего, что происходит в природе.

Предварительная работа:

1.      Заучивание стихов об осени, деревьях.

2.     Рассматривание иллюстраций на тему «Деревья осенью», И. Грабарь «Осенние листья»,  К. Коровин «Осень».

3.     Оформление гербария с осенними листьями.

4.      Разгадывание загадок об осени, деревьях.

5.      Экскурсия в осенний парк.

6.     Беседа о природных явлениях.

Оборудование:  телевизор, видеоролик «В осеннем лесу», презентация  «Как деревья готовятся к зиме», корзина с приметами осени, осенние листья с разных деревьев, магнитофон, аудиозапись: П.И. Чайковский «Осень» из цикла «Времена года».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам послушать музыку.(Звучит музыкальный отрывок «Осень»П.И.Чайковского  из произведения «Времена года»)

Дети, какое время года напомнил этот музыкальный отрывок? Почему? (Осень, природа грустит, ушло лето и т.п.)

А сейчас какое время года? (Ответы  детей).

А давайте прямо сейчас отправимся на прогулку в осенний лес? Вы согласны?

Чтобы попасть в лес надо встать в круг, вытянуть ладони, закрыть глаза и произнести заклинание:

В ладони наши загляни

В них доброту, любовь найди

И в лес осенний  попади

(Звучит «Волшебная музыка»)

Ну,  вот мы и попали в осенний лес.

(Видеоролик «В осеннем лесу»)

Под кусточком я вижу корзинку, давайте посмотрим, что в ней?

Ребята, здесь для нас первое задание «Назовите приметы осени»

 (Дети поочередно достают из корзинки сюжетные картинки и составляют простые предложения, прикрепляя картинки к магнитной доске.)

Солнце осенью светит, но не греет.

Осенью часто идут дожди.

Осенью дует сильный, холодный ветер.

Осенью листья желтеют, краснеют и опадают.

Осенью птицы улетают в теплые края.

Осенью звери делают запасы на зиму.

Осенью люди с полей и огородов убирают урожай.

Молодцы, вы хорошо справились с заданиями

Воспитатель:  Отправляемся дальше в путь.

Нас деревья в гости ждут.

(Дети переходят к следующему объекту плана-схемы – к столу с макетами деревьев и листьев).

Посмотрите, ребята, ветер сорвал с деревьев листья. Сколько листьев нападало! Подумаем и скажем, как называется это природное явление? (Листопад).

 Одна из самых ярких и заметных примет осени – желтые пряди в листве. Ребята, а раньше всех начинает желтеть какое дерево? По этому поводу и поговорки в народе сложены. «Мигнула липа пестрым листом –  осень позвала.  Говорят, есть две осени? Как они называются? (ранняя осень или золотая; другая – поздняя).

Воспитатель: Да, ребята, одна осень радостная пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая неприглядная собой, вся в лоскутьях опадающей листвы, грустная с тихим плачем дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Ребята попробуем подобрать много слов-определений к первой золотой осени. (прекрасная, золотая, разноцветная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, веселая, яркая, прохладная и т.п.)

 Послушайте, как красиво написал об этой природе поэт Тютчев:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Воспитатель:  Ребята, а какие слова можно подобрать,  чтобы описать позднюю осень? (холодная, дождливая, мокрая, плачущая, грустная).

Игра «Найди такой же листочек» ( Возьмем по одному листу, рассмотрим его и поочередно положим лист возле того дерева, с которого он упал).

Я предлагаю вам сочинить небольшие рассказы «О чем думает осенний листочек» (рассказы  детей).

Воспитатель: Вы хорошо потрудились, а сейчас присядем на полянку, а я расскажу вам сказку.

 Раз, два, три – музыка звучи, в сказку нас веди...

(Звучит сказочная спокойная музыка)

Воспитатель: Жила девочка. Звали ее осень. Это была добрая девочка. Девочка-Осень следила, чтобы в её царстве был порядок. А в царстве этом росли красивые деревья. И все они были в зеленых платьях. Решила Девочка-Осень сменить зеленые платья.

Девочка-Осень: Подарю я Вам пестрый, яркий наряд: золотистый, багряный, пурпурный. А ты елочка оставайся в этом необычном, зелено-игольчатом платье. Оно мне очень нравится.

Воспитатель: Стало как красиво! Девочка-Осень была довольна собой. Она подарила деревьям яркие, пестрые платья, а они в ответ дарили ее свои улыбки. А еще Девочка-Осень слушала, как шепчется ветерок с кудрявой березкой. Любовалась трудолюбивым дождиком, который все чаще и чаще омывал каждый листок в её царстве. Но вот однажды загрустили деревья между собой. 

– У меня самое красивое платье: золотистое, блестящие! – Говорила Березка.

– А у меня – красное, прекрасное! – Перебивала ее Осинка.

И поднялся такой шум! Это не понравилось Девочке-Осени. Решала она наказать спорщиц и попросила своего друга:

Девочка-Осень: Ветер! Ветер! Сорви с них красивые, пестрые платья!

Воспитатель: С шумом и свистом налетел он на деревья. Задрожали листочки. Стал Ветер срывать с них одежду, рвать и бросать вниз. Всю землю укрыл ярким ковром. А деревья остались стоять голыми. Только Ель была в своем зеленом платье, потому,  что она не участвовала в споре. Стыдно стало деревьям за свой поступок. И стали они просить Девочку-Осень:

Деревья: Девочка-Осень, прости нас, пожалуйста. Верни нам красивые, пестрые платья.

Девочка-Осень: Нет! Не прощу! Я люблю свое царство и порядок в нем.

Воспитатель: Вскоре Девочка-Осень сжалилась над ними.

Девочка-Осень: Хорошо! Радовать я вас пестрым нарядом буду только несколько месяцев в году. Потом его сорвет Ветер.

Воспитатель: И повторялось это каждый год...

 Раз, два, три – из сказки выходи. Вот и вернулись мы снова в детский сад. Ребята, а такое бывает в природе? Что сейчас происходит в природе с деревьями? (ответы детей). 

            Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему деревья осенью сбрасывают листву? (ответы детей).

Воспитатель: Осенью листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха. Они меняют окраску и вянут. В том месте, где черешок сидит на ветке (воспитатель показывает ветку) образуется дряблый поясок – лист даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю. А когда начинает дуть сильные ветры, то они срывают роскошный наряд с деревьев. Это явления называется?... (Листопад). Так деревья и кустарники готовятся к зиме. Зимой деревья «спят», и из земли в листочки не поступает пища и вода. Кроме того, если бы на листьях задерживался снег, могли бы обломиться ветки. (Во время показа ветки с листьями воспитатель обращает внимание детей на то, что ветку подобрали с земли, а не ломали ветку дерева).

 

Работа по дидактическому пособию «Приключения мышонка Пика»

(стр. 21)