Тема: «Животные Кемеровской области. Кто такие хищники?»

Автор-составитель Н.А.Кшнякина.

Основная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Цель занятия: Обобщение  и расширение знания детей о диких животных.

Задачи занятия:

1. Познакомить с дикими животными, проживающими на территории Кемеровской области

2. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера;

3. Способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным.

4. Развивать речь детей, работать по словообразованию: волк – волчица – волчонок (волчата); лиса – лисенок – (лисята); медведь – медвежонок (медвежата) и т.д.;

Предварительная работа:

1. Разучивание загадок, считалок по теме “Дикие животные”.

2. Дидактические игры “Кто, где живет”, “Дикие животные”;

3. Рассматривание иллюстраций (дикие животные, забота человека о диких животных, зоопарк, животные Кемеровской области и др.). 

4. Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» (стр. 6,15)

5. Разучивание физкультминуток “Дикие животные”, “Звериная зарядка”. 

Материалы к занятию: иллюстрации к занятию: “Дикие животные”, “Дикие животные Кемеровской области”, “Животные, которые жили на территории Кемеровской области много миллионов лет назад”, “Деревья Кемеровской области”, “Заповедники Кузбасса”. Юла с прикреплённой к ней стрелкой и большой круг, вырезанный из картона и разделённый на цветные секторы – для игры “Поле чудес”, “волшебный мяч”, фанты для поощрения детей, дидактическое пособие «По следам мышонка Пика» Видео ролик «Животные Кемеровской области

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы продолжаем разговор о диких животных. Я буду загадывать загадки, вы должны угадать, о каком животном идет речь ?

(по мере отгадывания загадок, воспитатель выставляет картинки с изображением животных).

Загадки

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пышный хвост-краса.
Кто это? (Лиса)

В густом лесу под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит мешок с иголками,
Колючий и живой. (Ёж)

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Из малых кошек, из пятнистых,

А на ушах, представьте, кисти!

Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,

Она ведь хищник грозный … (Рысь) 

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Подскажите мне, о ком же все эти загадки?

О животных.

Совершенно верно, о животных, которые называются дикими, а еще эти животные хищные. Они питаются рыбой, ловят мышей, и других мелких животных, поэтому таких животных называют хищными.

Рассказы детей о диких животных

Воспитатель предлагает детям рассказать, что они знают о диких животных, активизируя их речь.

( Для того,  чтобы организовать очерёдность детей, можно провести игру “Угадай по описанию”.Дети становятся в круг, в качестве волшебного мяча берется мяч небольшого размера.Воспитатель может выступать в качестве ведущего, предлагая детям описание животного. Отвечая на вопрос, дети передают друг другу “волшебный мяч”.Правила игры таковы: говорить может только тот ребёнок, у которого в руках мяч. Остальные могут выразить своё согласие с его высказыванием хлопками в ладоши, своё несогласие – потопав ногами).

План

  • Приметы животного.
  • Что умеет делать?
  • Чем питается?
  • Как называется его жилище.

(Ребёнок, взявший мяч, начинает рассказ о каком-либо животном, придерживаясь плана, продолжить рассказ, может следующий ребёнок, закончить – следующий. Задача воспитателя – следить за тем, чтобы рассказы детей не затягивались во времени, чтобы все желающие дети могли высказаться).

Физкультминутка “Дикие животные”

Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.

(Воспитатель предлагает поиграть в дидактическую игру «Где чьи детки»

На мольберте прикреплены дикие животные, на столе лежат детеныши диких животных. Дети по очереди прикрепляют детенышей к взрослому животному, проговаривая названия животных (лиса – лисята, медведь – медвежата и т.д. Рассказ воспитателя сопровождается видеороликом «Животные Кемеровской области)

Животные нашей Кемеровской области

Воспитатель: Сегодня на занятии мы разговариваем о диких животных, которые обитают в наших лесах и полях, о животных. Но есть еще животные, которые обитали в нашей Кемеровской области много миллионов лет назад.

В Кемеровской области из хищных животных наиболее распространены бурый медведь, рысь, росомаха и лиса. Среди постоянных жителей самые крупные – медведь. Медведи живут в основном в таежных местах. Хищники рысь и росомаха, хотя и обитают практически повсеместно, – звери довольно редкие: всего несколько сот особей. Зато их более мелкие собратья – лиса, колонок, горностай, ласка встречаются гораздо чаще. Хищные животные отличаются от травоядных тем, что питаются мясом, а травоядные питаются кореньями, плодами, ягодами.

Пятьдесят миллионов лет назад климат Сибири был значительно теплее, и растительность резко отличалась от современной. Вместо тайги простирались теплолюбивые леса из бука, ольхи, липы, клена, дуба и грецкого ореха. Лиственные леса шумели даже там, где сейчас простирается тундра. В то время природа Кузбасса была совсем другой. Здесь жили шерстистые носороги, пещерные медведи, мамонты. Эти животные были огромны: вес мамонта мог достигать шести тонн!

Физкультминутка “Звериная зарядка”

Раз – присядка.                         (Присесть).
Два – прыжок.                          (Подпрыгнуть.)
Это заячья зарядка.                  (“Ушки на макушке” – зайчики.)
А лисята как проснутся,          (Потереть кулачком глаза.)
Любят долго потянуться,        (Потянуться.)
Обязательно зевнуть,              (Повороты туловища.)
Рыжим хвостиком вильнуть.  (Движения бедрами вправо-влево)
А волчата спинку выгнуть      (Наклон вперед.)
И легонечко подпрыгнуть.      (Прыжок вверх.)
Ну а Мишка косолапый,         (Согнуть руки в локтях.)
Широко расставив лапы,         (Ноги на ширине плеч.)
То двумя, то всеми вместе      (Переступание с ноги на ногу.)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало –             (Руки развести в стороны.)
Начинает все сначала.

Воспитатель: Ребята, наступило время закрепить наши знания, и я предлагаю вам поиграть в игру-викторину “Поле чудес”. Условия игры будут такими: на каждом секторе игрового поля лежит картинка с изображением дикого животного. Водящий вращает юлу, и, когда стрелка остановится и укажет на какую-то картинку, он называет не только изображённое на ней животное, но и всё семейство, а также жилище, в котором оно живёт. Например, стрелка указывает мне на картинку с волком. Я говорю: папа – волк, мама – волчица, ребёнок – волчонок, жилище – логово. Итак, начинаем игру.

(Оценивая правильные ответы, можно выдавать детям фанты или фишки. Очень важно, чтобы дети получали и поощрение за оказание помощи своим товарищам. После окончания игры подсчитываются фанты, и определяется победитель).

В заключение нашего занятия предлагаю по работать с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» (стр. 6, 15).