Тема: «Что такое пищевая цепочка? Зачем нужны мыши?»

Автор-составитель Н.А.Кшнякина

Основная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Цель занятия: расширение представления о многообразии животного мира.

Задачи занятия:

Образовательные

  • Закреплять знания о животных родного края.
  • Расширять представления о взаимосвязях со средой обитания; уточнить представления о домовой, лесной мышах и летучих мышах – где живут, чем кормятся.
  • Упражнять в использовании обобщенных представлений, учить по комплексу признаков определять, к какой группе животных относятся
  • Дать представление о способах охраны животных; продолжать знакомить с «Красной книгой» и некоторыми видами животных, занесенных в нее.

Воспитательные

  • Воспитывать осознанное отношение к миру природы.
  • Формировать представление о том, что человек — это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее.
  • Воспитывать любознательность.
  • Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.

Развивающие

·         Развивать умственные способности (умение анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать, делать выводы).

Оборудование и материалы.

Иллюстрации: домовая мышь, лесная мышь, летучих мышей (ночница длиннохвостая, трубконос большой), лиса, волк, белка, заяц, корова, собака, курица, скворец, дом, норка, нора, сарай, дупло, скворечник, будка, логово, пещера); дидактическое пособие «По следам мышонка Пика» стр.16.

Карточки: дом человека, лес, человек кормит животное, животное боится человека, животное живет рядом с человеком, человек строит жилище для животного, животное строит себе убежище, животное приносит пользу человеку.

Видео презентации: «Домовые мыши. Летучие мыши»

 

Ход непосредственно образовательной деятельности:

 

Воспитатель:

-Дети, отгадайте загадку:

В подполье, в каморке,

Живёт она в норке.

Серая малышка

Кто же это? (Мышка)

Правильно. Сегодня мы с вами познакомимся с мышами. По вашей реакции я догадалась, что конечно вы знаете о мышах много. Особенно из рассказов и приключениях   мышонка Пика.

Пожалуйста, расскажите какая мышка, где живет, чем питается.

(Рассказы детей)

Мне понятно, что вы рассказали о разных мышах.

Домовые мыши живут в домах, возле человека. Чаще всего под полом, на чердаке, или в сарае. Они ведут ночной образ жизни, питаются любой едой, которую находит в доме у человека: зерном, крупой, хлебом, сыром, салом, яйцами. Домовые мыши хорошо чувствуют разные запахи, легко лазают по перекладинам, прогрызают острыми зубами деревянный пол.

Давайте посмотрим видео презентацию о домовой мыши.

(Просмотр видео презентации)

Воспитатель: А теперь послушайте о лесной мышке.

Лесные мыши живут в лесу, в лесной подстилке, роют норки в земле, питаются семенами разных трав. В зимнее время они проделывают ходы в толще снега, отыскивают на полях семена злаков, которые выращивает человек – пшеницы, ржи, гречихи (выставить картинку).

Как у всех животных у мышей есть свои враги – животные, которые за ними охотятся.

Назовите, кто охотится за лесными мышами?

Кто охотится за домашними мышами?

(Ответы детей)

Вы знаете, что животных относим к разным группам – домашние и дикие. Посмотрите на признаки домашних животных (выставляются карточки):

·        живут вместе с человеком и не боятся его;

·        приносят ему пользу;

·        хозяин заботится о них: кормит, поит, строит теплое жилище, ухаживает, лечит.

А у диких животных другие признаки:

·        живут в природе, в своей среде обитания;

·        боятся человека;

·        о них никто не заботится - они приспособлены сами находить пищу и летом, и зимой;

·        убежище строят себе сами.

Кто может определить какое это животное – домашнее или дикое? Предлагается разобрать лесную мышь. Где живет? Кто заботится? Кто строит убежище? (обобщающий ответ предложить сделать ребенку, надо сказать так, это лесная мышь – потому что она…)

Если истребить лесную мышь, то пострадают дикие животные. Такие как лиса, ежи, совы и др. животные. Потому что это основная еда этих животных.

А сейчас мы поговорим о второй мышке. Она живет вместе с человеком, в его доме.

Относится к домашним животным? (ответ детей)

Но при виде человека она убегает и прячется – так ведут себя дикие животные. Она не приносит человеку никакой пользы, а только вред, значит это дикое животное. О домовой мыши человек не заботится, а, наоборот борется с ней - заводит кошку, чтобы она ловила ее, это дикое животное.

Мы можем с вами сказать, что домовая мышь (обобщающий ответ предложить сделать ребенку)

Разминка:

 «Изобрази дикое животное»

Дидактическая игра «Назови, кто лишний»

*Мышь, корова, заяц, медведь.

*Лось, рысь, белка, кошка.

*Выдра, собака, еж, волк.

*Лиса, баран, коза, лошадь.

*Барсук, бобр, свинья, лесной северный олень.

 

Сегодня мы с вами разобрались с домашними и лесными мышами. Что мыши приносят вред человеку, но являются пищей для диких животных, так что истреблять их не следует, так как пострадают тогда другие животные, но это еще не все. Я хочу вас познакомить еще с необычной мышью. В отличие от этих мышей она не бегает по подвалам дома и не роет норки в лесу. Она летает. Кто догадался, о ком будет рассказ? Правильно, это летучие мыши. Они единственные млекопитающие, которые умеют летать.

Млекопитающие – такие животные, покрытые мехом или волосами. Самки вскармливают детенышей своим молоком. Люди тоже относятся к млекопитающим. Когда мы были маленькими мама кормила нас своим молоком.

Посмотрите видео презентацию о летучей мыши (просмотр видео презентации летучей мыши).

Воспитатель: Ребята вы обратили внимание на летучую мышь? Чем отличается эта мышь, от простой домовой или лесной мыши? (Ответы детей).

Туловище такое же, как у мышей, но у нее есть крылья — это складки кожи, натянутые между длинными тонкими пальцами. Многие летучие мыши во время полета издают высокие пронзительные звуки. Звуковые волны отражаются от предметов, и мыши слышат эхо. Таким образом, они находят дорогу. Летучие мыши спят в пещерах или на деревьях вниз головой, также они умеют быстро бегать по земле и лазить по крутым стенкам. Летучие мыши ночные животные, то есть спят днем и охотятся ночью. Большинство летучих мышей питается насекомыми.

На территории Кемеровской области они обитают в заповеднике «Кузнецкий Алатау» и на реке Уса.

Посмотрите эта летучая мышь называется – ночница длиннохвостая (иллюстрация), а вот эта – трубконос большой (иллюстрация), его легко узнать по носу, он состоит из двух трубочек, поэтому его и назвали трубконос. Они находятся под охраной, занесены в «Красную книгу Кемеровской области». Их нельзя ловить, уничтожать, а также разрушать их места обитания, т.е. пещеры.

-А летучую мышь, отнесем к домашним или к диким животным? (предлагается по карточкам – моделям детям составить ответ).

 

 А сейчас  предлагаю поработать с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» (стр.16 - 17)