Тема: «Кто как строит дом»

Автор-составитель Н.А.Кшнякина

Основная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Цель занятия: расширение и обобщение представления о многообразии животного мира, о среде обитания, о полевых мышах.

Задачи занятия:

Образовательные

  • Расширять представления о взаимосвязях со средой обитания.
  • Уточнить представления детей о мышах где живут, что едят.

Воспитательные

  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
  • Воспитывать любознательность.
  • Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.
  • Познакомить с интересными фактами из жизни мышей-полевок, показать их уникальность

Развивающие

·         Развивать умственные способности (умение анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать, делать выводы).

Предварительная работа:

  • Разучивание загадок.
  • Дидактические игры “Кто, где живет»
  • Рассматривание слайдов (чем питаются мыши, иллюстрации нор)
  • Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» (стр. 18-22)

Материалы к занятию.

Иллюстрации к занятию. Презентация.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Добрый день, ребята. Сегодня мы продолжим знакомство с животными нашего края.  
А кто главный герой нашего знакомства будет….нет не все так просто, отгадайте для этого загадку
Домик мой уютный – норка,
Здесь сложила зерна горкой.
В шубке серой меховой,
Хвостик тонкий озорной.
На головке крошки-ушки,
Многие зовут Норушкой.
Поскребусь, пока ты спишь,
Ведь, недаром, же я – (Мышь)
Вопросы:
• Кто же угадает, что это за животное? (Ответы детей)

Воспитатель: - Молодцы, отгадали загадку, но наш главный герой и гость — это мышонок Пик!
• А что вы знаете про мышек?
• Правда ли, что мыши очень любят сыр?
Дидактическая игра «Кто что ест» (показ слайдов презентации)

Мы с вами узнали много интересного о мышке, а давайте проверим, внимательны ли вы?

 (воспитанникам показываются слайды с изображением продуктов питания, если объект это ест дети хлопают в ладоши и поднимаются с мест, если нет, они сидят на месте
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как строят себе дома мыши и как зимуют?

(Ответы детей)

А сейчас я вам расскажу немного о жизни мышей, как они живут, как строят себе дом и как зимую в своей норке.

Беседа: «Как полевые мыши строят себе дом».

Мыши и землеройки – одни из самых беззащитных существ в царстве животных. Но как ни странно, самым их лютым врагом являются не хищники, а морозы.   Главной защитой от зимней стужи для полевых мышей является, как ни странно, снег. Подобно одеялу он укутывает землю, в глубине которой можно спрятаться от ветра и холода. Готовясь к заморозкам, мыши прокапывают основные ходы и многоэтажные норки. Под корнями деревьев, а также в местах, где сугробы зимой самые большие, они вырывают норы глубиной до 50-60 см и обустраивают круглые гнезда, устланные сухими стеблями трав.

Днем мышки проводят время под землей, а ночью наступает период активности. В отличие от крота полевка – грызун и питается растительной пищей. Зубы у полевок растут постоянно, поэтому им необходимо постоянно их стачивать, подгрызая корни растений, луковицы, клубни и другие подземные части растений. Так за сутки они съедают количество корма, равного весу их тела. В зимний период полевки продолжают активно питаться и поэтому часто объедают кору в нижней части деревьев, если вовремя не подготовятся как следует. Немного подробнее об норках, которые строят себе мыши – полевки. Мыши копают глубокие норы, ход в выбросе земли у полевки сбоку. Сам же земляной холмик с одной стороны более пологий. Нора имеет множество входов и выходов, несколько камер-гнезд, где полевки складывают запасы и выводят потомство. Ходы могут достигать около 25 метров длины и располагаться на глубине 5-35 см.

Физминутка:

У Мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, вдох – выдох),

У мышки – очень маленький  (присесть обхватить колени руками).

Мышка ходит в гости к Мишке  (ходьба по залу),

Он же к ней не попадет (пройти на свои места)

Воспитатель: Ребята, предлагаю поиграть в дидактическую игру «Кто где живет?»

 

В заключение нашего занятия, я предлагаю поработать с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» (стр.18-22)