Тема: «Зачем лиса зимой нюхает снег?»

Автор-составитель Т.А.Шашенкова

Основная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Цель занятия: формирование знаний о взаимосвязи всего живого в природе, обобщение  и расширение знаний детей о диких животных.

Задачи занятия:

Образовательные:

1.     Учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно - следственные связи;

2.    Формировать представления детей о том, как животные могут позаботиться о себе в зимнее время года; показать связь их жизни с состоянием неживой природы и растений зимой.

Развивающие: 

1.      Активизировать словарь детей,  развивать доказательную речь,  умение делать выводы, сравнивать;

2.     Способствовать развитию  творческого воображения, образного мышления, расширению кругозора детей.

Воспитательные:

1.      Воспитывать бережное отношения к природе, любовь к животным, стремление помочь  им в трудных условиях.

Предварительная работа:

1.      Разучивание загадок, стихов по теме «Дикие животные»;

2.     Дидактические игры «Чем угостить животных?», «Рассели животных по домикам», «Будь внимательным», «Неизвестный зверь»;

3.     Рассматривание иллюстраций (дикие животные, забота человека о диких животных, зимние пейзажи);

4.     Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» стр.26;

5.     Разучивание физминуток “Дикие животные”, “Звериная зарядка”, «Снег идет», «Веселые зверята».

Материал к занятию:

Иллюстрации:  зимние пейзажи, дидактическое пособие «По следам мышонка Пика»,  контуры диких животных, аудиозапись (голоса животных зимой в лесу).

Ход непосредственно образовательной деятельности

(Воспитатель  приглашает всех детей собраться вместе)

Воспитатель: На улице холодно, мороз, а у нас в группе тепло и уютно. Это от ваших улыбчивых лиц и добрых сердечек.

Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).

Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте  свое тепло. Пусть у нас с вами  всегда будет тепло и уютно. А теперь за работу!

Много о зиме вам уже известно.

Зима - такое время года, 
Что дарит всем нам красоту! 
Оделась в белое природа 
Открыла миру чистоту.

Воспитатель: Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, поэтому легко ответите на вопросы:

Какие признаки зимы вы можете назвать?  (Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом)

С чем связано общее похолодание зимой? (Солнце стало всходить поздно, заходить рано - поэтому света и тепла земля получает мало - дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода) 

Игра «Будь внимательным»

Воспитатель: Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.
(Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь,
 прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица
.)

А сейчас найдите признаки зимы вот на этих иллюстрациях. (Рассматривание иллюстраций и составление рассказа с опорой на знания детей).

Физкультминутка 
Снег идет, снег идет. 
Дворник улицу метет. 
Стороной народ идет. 
Веселей, веселей! 
Заниматься нам не лень:

Мы немного разомнемся, 
За дела опять возьмемся.

(Произвольная имитация движений)

            Воспитатель: Белая и холодная пришла на землю зима.

Потонул в снегу лес, и спрятались под ним плоды и семена, еще недоступнее стали корни растений. Нет ни сочной травки, ни мягких листьев на деревьях. Зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов.

Как вы думаете, боятся ли звери, живущие в лесу, зимы?

Что их спасает от зимней стужи? от хищников? (Звери сменили свои летние шубки  на более  теплые зимние, поменяли их окраску)

Не страшен ли им холод?

Чем питаются зимой заяц, белка?

Как лиса выслеживает зимой добычу?

Почему к зиме, медведь накапливают жир, белка запасает корм, а заяц и лиса нет?

Как проводит зиму еж?

Речевая логическая задача №1 «Для чего белочке корзинка?»

Ребята, сейчас я вам расскажу одну историю про зайчика и белочку.

- Жили в лесу друзья – белочка и зайчик. Летом они прыгали и играли на полянке, а когда наступила осень, белочка сплела из ивовых прутьев корзинку.

- Зачем тебе корзинка? – спросил зайчик.

- Это корзинка не простая, она моя помощница, - ответила белочка.

- Как это? Почему корзинка помощница – удивился зайчик

 - А вы, ребята, как думаете, почему корзинка -  помощница белочки?

 (Ответы детей: белочка  собирает желуди, шишки, орехи, грибы, она готовится к зиме, делает запасы, зимой все пригодится)

- Скажите, куда белочка прячет свои запасы?  (Ответы детей:  белка складывает запасы в кладовую на дереве)

Речевая логическая задача 2. Что сказал ежик?

«Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает белка – непоседа. Собирает орехи, жёлуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, вешает на кустики. Целый день работает белка и всё поглядывает на соседа – ежа, которые к осени совсем ленивым стал: мало бегает по лесу, не ловит мышей, заберётся в сухие листья да дремлет.
- Почему ты, еж, совсем разленился? – спрашивает белка. – Почему к зиме не готовишься, корм не запасаешь? Зимой естоь нечего будет.
Рассмеялся еж и что-то тихо сказал белке».

Что сказал еж белке?

Речевая логическая задача 3. Что ищет медведь?

Посмотрите на косолапого! Едва ворочается. На рыбе да на ягодах летом отъелся, а сейчас по лесу бродит, зверюшек пугает и что-то все ищет, ищет… Что ищет медведь?

- Медведю уже пора засыпать в берлоге, вот он и бродит по лесу, следы путает перед тем, как забраться в берлогу и уснуть.

Речевая логическая задача 4. Зайчонок и его друзья.

Весной в лесу у зайчихи появился зайчонок. Рос он весёлый, шустрый. Однажды зайчонок познакомился с бабочкой, ежиком и медвежонком. Все они подружились, играли и веселились до самых холодов. Наступила зима. Пришёл весёлый праздник Новый год. Зайчонок решил пригласить своих друзей на этот праздник. Но никого в лесу не нашёл. Почему

Физминутка «Веселые зверята»

Зайка скачет по кусточкам,

По болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам,

Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый,

У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек

Катится колючий ежик.

(Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладони)

 

(Прыгают, согнув руки перед грудью)

 

(Идут вперевалку)

 

(Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки)

 

Воспитатель: Много сейчас хлопот по прокорму у бодрствующих обитателей леса. Об этом рассказывают следы на снегу. Чьи следы можно увидеть зимой в лесу? Помогут вам в этом  разобраться вот эти фигурки животных.

Игра «узнай животное по контуру»

  (Дети, угадав животное, называют: лосиные, заячьи, волчьи, лисьи, беличьи)

Воспитатель: А как вы думаете, о чём разговаривают лесные звери  зимой? Давайте перенесёмся в зимний лес и послушаем их голоса. (Включается аудиозапись)

Что выражают голоса зверей: тревогу, волнение, беспокойство, зов о помощи или радость? Почему? А чей это тоненький голосок слышится из  под снега? (аудиозапись мышиного писка) Что же он так расшумелся? Кого следует бояться мышонку больше всех в лесу?

Посмотрите – ка  какая,

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой

Работа с дидактическим пособием «Приключения мышонка Пика»

 (стр. 26)

 - Расскажите, что вам уже известно об этом зверьке?
 В ходе обсуждения выяснить следующие вопросы: 
- Какой образ жизни ведёт лиса зимой?
- Почему лиса недовольно своей окраской?
- Чем питается лиса?
- Почему не запасает корм на зиму?
- Где укрывается от непогоды и врагов?)
(Слайд)

Воспитатель: Лисица -  проворный и осторожный зверь. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле она выслеживает мышей, быстро роет передними лапами снег и хватает добычу. Такую добычу называют мышкованием. Имеет отличный слух и нюх. Мышиный писк она слышит за 100 метров. Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Охотится лиса в сумерках за птицами, зайцами. Кончик хвоста у лисы для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней.

Лисе очень помогает то, что они хорошо знают  места, где живут, знают, где лучше спрятаться, куда бежать при опасности.  Охотятся они  в основном по ночам. Крадутся очень тихо, осторожно, по сторонам смотрят, принюхиваются и, несмотря на позднее ночное время, не зевают. Кто добычу прозевает, голодным спать ляжет.                  

                                               Физминутка

Тихо встаньте, улыбнитесь,

Все в зверюшек превратитесь.

Сколько к нам пришло зверей?

Не узнать моих детей!

Кто зайчишка, кто лисичка,

Кто медведь, кто волк, кто птичка?

Веселее в пляс пускайтесь,

Все танцуйте, не стесняйтесь.                  

Дидактическая игра "Неизвестный зверь"

(Выложить из геометрических фигур животное)

Воспитатель: посмотрите, ребята, Мышонок  подарил нам  картину леса и просит, чтобы мы поселили  животных в свои домики.

Игра «Расселите животных по домикам»

(Работа на магнитной доске)

Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы

Домик 2 – животные, которые  зимой впадают в спячку.

Домик 3 – животные, которые  зимой ищут корм в природе

Воспитатель: Несмотря на все приспособления к зиме, животным бывает очень трудно! Какие трудности могут испытывать животные? Почему их надо подкармливать?

Игра «Чем бы мы угостили животных?»

( дети соединяют  стрелками животного и то, чем они питаются. Работа с карточками за столами)

Воспитатель: вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по зимнему лесу,   давайте все вместе попрощаемся с жителями леса  до весны.

До свидания, наш зимний лес,

Полон сказок и чудес!

Мы к тебе еще придем

И подарки принесем.