Тема: «Умеет ли белочка считать?»

Автор-составитель Т.А.Шашенкова

Основная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Цель занятия: формирование экологических знаний и представлений у детей дошкольного возраста. Обобщение  и расширение знания детей о диких животных.

Задачи занятия:

Образовательные: Систематизировать и расширить  знания детей о жизни диких животных, их повадках и отличительных признаках. Побуждать  устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: с наступлением холодов  (звери делают запасы на зиму, меняют окраску).

Развивающие: Развивать речевое внимание, наблюдательность, умение делать выводы, рассуждать. Развивать активный словарь детей.

Воспитательные: Воспитывать любознательность, доброе, заботливое отношение к природе, умение заботиться о ней и ее обитателях, трудолюбие и партнерские отношения на занятии.

Предварительная работа:

1. Дидактические игры «Опиши картинку», «Кто  чем питается», «Собери картинку», «Дикие животные»;

2. Рассматривание  иллюстраций  (дикие животные, забота человека о диких животных;

3.  Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» (стр.31, 32);

4. Разучивание физминуток «Белочка», «Зайка».

Материал к занятию: иллюстрации с изображением  диких животных, пейзажи леса поздней осенью. Аудиозапись «Голоса птиц, зверей поздней осенью, 2 веточки с шишками, чудесный мешочек, муляжи овощей, ягод, зерна, грибов, дидактическое пособие «По следам мышонка Пика».

Конверт с письмом, магнитная доска, чудесный мешочек , муляжи овощей, ягод, грибов, зерна.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

(Раздается стук в дверь, входит Незнайка. Он печально здоровается с детьми) Воспитатель: Почему Незнайка такой грустный.

(Незнайка что-то шепчет воспитателю)

Воспитатель: Незнайка в гости ждал своего друга  Мышонка Пика. Но тут почтальон принес письмо от Пика. И только Незнайка хотел прочитать его, как лиса с волком подбежали, оторвали часть письма и убежали.

(Воспитатель успокаивает Незнайку и читает письмо от Пика)

«В гости прийти не могу. У нас в лесу все готовятся  к …»

Воспитатель задает детям вопрос:

- Как вы думаете, что могло быть написано в письме? (Ответы детей обсуждаются. Все вместе решают пойти в лес к Пику. Воспитатель вместе с детьми и Незнайкой переходят на другую сторону комнаты. Выставлена магнитная доска с пейзажами леса поздней осенью: улетающий караван птиц, деревья без листьев, заяц в белой шубке выглядывает из- за березы. Белка сидит на веточке с шишками. Медведь несет к ямке возле сваленного дерева ветки и сучья.. За пеньком спрятался мышонок Пик).

Звучит аудиозапись гомона птиц, крика зверей.

Незнайка: Послушайте,  ребята,   лесу очень шумно.

Пика не видно. Да он нас и не услышит в таком шуме. Что же здесь происходит? (Ответы детей обсуждаются.)

(Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину осеннего леса).

Проводится дидактическая игра «Опиши картинку».

(Воспитатель задает детям вопросы, а дети находят ответ, рассматривая картину на магнитной доске).

-Почему птицы так шумят? (Птицы собираются в стаи и улетают в жаркие страны.)

-Почему птицы решили улетать в жаркие страны? (Наступает зима. Деревья стоят без листьев. Насекомые спрятались далеко под кору. Птицам нечего кушать.)

-Где наш любимый зайчишка, почему его не видно? (Он поменял серую шубку на белую и спрятался за березой. Поэтому его не видно.)

-Почему зайка спрятался за березой? (Потому что у березы ствол белый, как шубка у зайца зимой.)

-Зачем надо было зайке поменять свою шубку? (Когда выпадает снег, ему будет легче спрятаться от врагов.)

-Найдите на картинке, кто еще на зиму делает запасы? (Белочка.)

-Что белочка запасает на зиму? (Грибы, ягоды и шишки.)

Незнайка: Ребята, а  белочка умеет считать, так как она выбирает только те веточки, где больше всего шишек.

(Воспитатель задает детям вопрос):

-Как вы думаете, умеет белочка считать? (Ответы детей обсуждаются.)

Далее воспитатель предлагает детям послушать интересную историю про белочку:

-Поздней осенью прыгает белочка с одного дерева на другое. Стукнет по ветке и замрет, затем на другую ветку прыгнет, опять стукнет и замрет.

-Белочка считать, конечно же, не умеет. Но у нее очень хорошее зрение.

«Зачем белочка стучит по веточкам?»

Воспитатель предлагает детям постучать по веточкам и определить, какая веточка колышется дольше? (Веточка, на которой больше шишек, колышется дольше.)

-Зачем белочка стучит по веточкам? (Чтобы определить, какая веточка колышется дольше.)

-Где белочка прячет свои запасы? (В дупле.)

Воспитатель:А еще, ребята, у белочки очень хорошая память и сейчас я вам расскажу очень интересную историю  об этом (читает рассказ Пришвина «Беличья память»)

-можно ли позавидовать беличьей памяти? Почему вы так думаете?

 

- А сейчас обратите внимание на медведя. Зачем он  носит к ямке возле сваленного дерева ветки и сучья? (Устраивает себе берлогу.)

-А что такое берлога? (Это домик для медведя.)

-Какие запасы на зиму делает медведь? (Медведь не делает запасов на зиму, потому что он всю зиму спит.)

-Посмотрите на картинку и скажите, что делают звери? (Звери готовятся к зиме.)

-Кто догадался, что было написано в письме Пика?

-Ребята, а почему мы здесь не видим лису, волка и Пика? (Ответы детей обсуждаются.)

Незнайка предлагает детям поискать его друга Пика и задает вопрос:

-Где может быть Пик? (Ответы детей обсуждаются.)

-Мы узнаем, если соберем эти разрезные картинки.

Проводится дидактическая игра «Собери картинку».

(Детям раздаются разрезные картинки из пяти частей, которые они должны собрать и назвать изображение. Дети собирают картинки, определяют, что это пень. Находят пень и Пика на картинке).

Работа с дидактическим пособием стр. 31-32

 

Дидактическая игра: « Кто чем питается?»

Прежде чем вернуться домой, воспитатель предлагает накормить животных, предварительно обсудив, кто что любит?

Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т. п. Называют его и определяют, какое животное питается этой едой.

(Воспитатель от имени животных благодарит детей)