Тема: «С кем дружит ёлочка?»

Автор-составитель Н.А.Кшнякина

Основная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Цель занятия: Формирование представления о многообразии растительного мира.

 Задачи занятия:

Образовательные 

  • Систематизировать и расширять представления детей о хвойных деревьях, растущих в родном крае;
  • Углублять знания детей о значении ели внутри природного комплекса, а также ее оздоровительном и эстетическом значении для человека;

Воспитательные

  • Воспитывать осознанное отношение к миру природы;
  •  Формировать представление о том, что человек — это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее;

Развивающие

·         Развивать умственные способности (умение анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать, делать выводы).

Предварительная работа:

Цикл наблюдений на прогулке за елью; сравнение живой и искусственной елей.

Оборудование и материалы:

Презентация  «Хвойные деревья», фланелеграф, посылка с загадкой, еловой шишкой, веточки ели, сосны; искусственная ель; работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» (стр.28).

 

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, вы слышите кто-то тихо к нам стучится?

Давайте, посмотрим? (Ребята за дверью находят мышонка Пика и посылку)

К нам снова пришёл наш любознательный друг мышонок Пик.

Давайте посмотрим, что у него в посылке. (открывают посылку, там загадка, шишка и веточки ели, сосны)

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (Ель)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать   о ели? Тогда наш мышонок присоединяется к нашему увлекательному занятию.

 А вы знаете, что скрывает елочка в своих шишках? Для чего дереву нужны семена? С кем дружит елочка? (достает из посылки шишку)

Давайте осторожно потрясем нашу шишку над листочком. Нашли семена? Рассмотрите их повнимательнее.

 Какой они формы? Цвета? А что это рядом с семечком? (крылышко).

Для чего оно семечку? (Ветер разносит семена, которые созревают в шишках, по снежному насту, они лежат и ждут весны, чтобы попасть в землю и начать расти).

Воспитатель:  Вот сколько интересного мы знаем о елочке! (берет в руки посылку). Кажется, наша посылка ещё не пуста. Она с секретом! Что же мышонок Пик спрятал здесь ещё? (ветки). С какого же дерева веточки? (Ответы детей)

А не пошутил ли с нами мышонок Пик? Все ли веточки принадлежат ей? Все ли они одинаковые? Возьмите ветви к себе на листочек, сравните их. Чем они похожи? Чем отличаются? Какие иголочки у ели? У другой ветви? Сломайте иголочку: вот где спрятался листочек! Потрогайте ветки осторожно, согните ее. Чувствуете, какая она? (липкая, смолистая). Вот почему иголочки не опадают осенью! Что же их держит? (смола). Чем пахнет веточка? (смолой)

 Где же еловая ветка? А какому дереву принадлежит другая? (сосне)

Физминутка «Елка»

Горит огнями елочка, под нею тени синие,              (Поднимаем руки вверх)

Колючие иголочки, как будто в белом инее.           (Опускаем через стороны, вниз)

Огни на елке яркие повсюду зажигаются.               (Наклоны вправо, влево)

Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются (Ходьба на месте, улыбка)

Воспитатель: Ребята вот мы и определили, чем похожи веточки ели и сосны и чем отличаются. Эти два хвойных дерева как сестры в лесу. Давайте с вами посмотрим презентацию «Хвойные деревья» Так как мышонок не все разновидности хвойных деревьев положил в посылку. А в лесу так много разнообразных хвойных похожих деревьев. (Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница и т.д.)

Воспитатель: А как вы думаете, есть ли у елочки друзья в лесу среди животных и птиц? Давайте выберем из тех, что здесь представлены, друзей елочки, и объясним, почему они любят елочку.

(Дети подходят к фланелеграфу по очереди, выбирают и выставляют к ели друга (животное или птицу) и объясняют свой выбор.)

Воспитатель:

-Как вы думаете, а люди – друзья или враги ели? Чем они могут навредить ей? А чем могут помочь? (ответы детей)

Давайте сегодня на прогулке навестим нашу знакомую елочку, прочитаем ей стихи, споем песни, загадаем загадки, можем даже нарисовать для нее подарки. Не будем забывать друзей!

В заключение нашего занятия поработаем с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» (стр.28)