Тема: «Берегите ели»

Автор-составитель Н.А.Кшнякина

Основная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Цель занятия: Формирование представления о хвойных деревьях.

Задачи занятия:

Образовательные 

  • Упражнять в использовании обобщенных представлений, учить по комплексу признаков определять, к какой группе растений относятся.
  •  Дать представление о способах охраны природы. 

Воспитательные

  • Воспитывать любознательность.
  • Формировать у детей бережное и ответственное отношение к ели и ко всем деревьям в целом.

Развивающие

·         Развивать умственные способности (умение анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать, делать выводы).

 

Предварительная работа:

Цикл наблюдений на прогулке за елью; сравнение живой и искусственной елей. Беседа «Можно ли рубить ёлочки?»

 

Оборудование и материалы:

  Веточки ели, иллюстрации предметов, сделанные из ели, работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» (стр.29-30).

 

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение Ирины Токмаковой «Живи ёлочка!».

Мне елку купили!Мне елку купили

В лесу на опушке ее не рубили.

А сделали елку на добром заводе

Хорошие дяди, веселые тети.

Скорей приходите,

Скорей поглядите

На елку из тонких серебряных нитей:

Вся в хвое мохнатой,

Блестящей и пышной,

Задень -

И она зазвенит еле слышно.

А елка лесная осталась живая,

Стоит на опушке,

Макушкой кивая.

Кому?

Никому!

Просто — ветру, метели,

Такой же красивой

Не спиленной ели!

Воспитатель: Вы наверно догадались, мы сегодня продолжим знакомство с этим замечательным деревом.

Расскажите, что это за дерево? Где растет? И какая отличительная особенность у этого дерева? (Ответы детей)

Молодцы очень многое уже знаете.

Ребята, а для человека есть ли польза от этих хвойных деревьев? Какая?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни.

Мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои. Недаром говорят: «Для города каждое дерево дорого».

Давайте подумаем, почему?

Чистый ли в нашем поселке воздух?

Чем он загрязняется?

А как деревья очищают воздух? (Ответы детей). 

Физминутка «Есть в лесу»

Есть в лесу три полочки:

(Хлопаем в ладоши)

Ели – елки – елочки.

(Руки вверх, в стороны, вниз)

Лежат на елях небеса,

(Руки вверх, встать на носочки)

На елках – птичьи голоса.

(Руки в стороны, махи руками)

Внизу на елочках – роса.

(Руки вниз, присели)

Воспитатель: Люди пользуются щедростью этих деревьев. С давних времен использовали люди сосновую и еловую древесину. Из сосновой и еловой древесины делают мебель, музыкальные инструменты. В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли. Много-много лет, скрипки, сделанные в старину из еловой древесины, зачаровывают своим голосом слушателей. (По ходу рассказа, воспитатель показывает иллюстрации предметов, про которые рассказывает)

Ребята, почему нельзя срывать шишки с дерева?

Кому очень нужны шишки? (Ответы детей).

 Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки. Вот взгляните на эту сосновую шишку (показ сосновой шишки). Птицы полакомились семенами этой шишки. Для лося лучшей зимней едой являются молодые сосновые побеги и кора взрослых деревьев.

Прежде чем мы начнем работу с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» (стр.29-30) хочу добавить, что и птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат ели и сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.  Ведь лес – это наша жизнь, наше богатство и его надо беречь. Беречь от огня, беречь от топора, беречь от злых людей. Беречь лес – значит беречь жизнь, беречь Родину, беречь нашу планету!