Экологический праздник в детском саду «Земля – на общий дом»

Автор - составитель Т.А.Шашенкова

Цель: формирование  экологического самосознания  и чувства уважения и любви к планете Земля.

Задачи:
- Формировать способность и желание экологически грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому;
- Углублять экологические знания; 
- Воспитывать отзывчивость, доброту, милосердие, чувство гордости за свою планету, чувство ответственности за все живое на Земле.

Предварительная работа. 
Беседы на темы экологического воспитания, разучивание стихов и загадок о природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений о растениях и животных, знакомство с космосом, слушание песен о природе, о Родине, проведение конкурса оформление выставки на лучший рисунок по теме «Земля – наш общий дом», организация и проведение конкурса на лучшую поделку из бросового материала и оформление выставки «Чудесные превращения».

Участники: родители и дети старшей группы.

Музыкальная отбивка: «А ну- ка песню нам пропой, веселый ветер»

(команды проходят круг почета и садятся на места)

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем экологическом празднике. Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в мир природы, в котором примут участие две замечательные команды: команда взрослых «Березка» и команда детей «Солнышко». Давайте поприветствуем их!

ВедущийВесна - прекрасная пора, когда всё вокруг просыпается от зимнего сна и оживает.

И сейчас я приглашаю вас отправиться в гости в  весенний  лес.

Вот и лес стоит густой,

Качает нам всем головой,

Ветки ласково он тянет,

В гости нас зовет и манит.

Давайте же все вместе поздороваемся с лесом!

Добрый день, весенний лес!

Полон сказок и чудес!

Мы красоту твою увидим

И никого здесь не обидим. 

(Дети по очереди читают стихи) 

1. Если в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и гуляй. Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

2. Ветки ели не ломай! Никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять! Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают – ну кому они мешают?

3. Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всегда лишь гость, здесь хозяин – ель и лось.
Их покой побереги! Ведь они нам – не враги.

Муравейник не топчи, лучше ты похлопочи – 

4. Помоги лесным зверюшкам, приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверек, будь то ласка, иль хорек,
Еж лесной, речная рыба, Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»

Ведущий: А сейчас представим, что мы оказались в лесу. Какая красота кругом: деревья, цветы, дышится легко, вольно, глубоко (элемент дыхательной гимнастики). А вот и символ нашей Родины – березка. Поэты, композиторы посвятили ей очень много стихов и песен. Давайте и мы  все вместе встанем в круг и порадуем нашу красавицу дружным хороводом «Березка белоствольная».

 

Ведущий: А сейчас мы проведем блиц – турнир, интеллектуальную разминку для знатоков природы. В течение одной минуты каждая команда должна ответить на 10 вопросов.

Вопросы для команды «Березка»

-Картина, изображающая природу (пейзаж)

- птица, которую спасла  Дюймовочка  (ласточка)

- животное, строящее на реке плотину  (бобер)   

-чем питается бабочка? (нектаром)

-как называют зеленый покров земли? (трава)

-сколько ног у паука? (восемь)

- самая большая птица на земле? (страус)

- самое быстрое животное? (гепард).

- колючее растение пустыни? (кактус)

- кукует самка или самец кукушки? (самец) –

- дерево с зеленой корой? (осина)

- самая маленькая птица? (колибри)–

- первый месяц весны? (март)

- без рук, без топоренка  построена избенка? (гнездо)

Вопросы для команды "Солнышко"

-сколько ног у жука? (шесть)

- на каком дереве растут желуди (на дубе)

-какая птица лечит деревья? (дятел)

-какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)

- у какой птицы красная грудка? (снегирь)

- в ульях живут пчелы или осы? (пчелы)

- домик для птиц, сделанный человеком? (скворечник)

-птенцы какой птицы не знают матери? (кукушки)

-зимняя квартира медведя? (берлога)

-дерево с белой корой? (береза)

-первый весенний цветок? (подснежник)

-самое жаркое время года? (лето)

-квартира лисы? (нора)

-дом у муравья   (муравейник)                                                        

Ведущий: Ну что же, разминка успешно прошла и пора приступать к активному отдыху. Нам надо разложить костер, но сначала вы расскажете правила разведения костра в лесу.

-костер разводит только взрослый.

-нельзя разводить костер в ветреную погоду, на сухой траве, вблизи хвойных деревьев.

-для костра лучше использовать старое кострище.

-нельзя оставлять горящий костер без присмотра.

-уходя из леса необходимо тщательно затушить костер

Эстафета «Разведем костер»

Ведущий: А какой же отдых на природе без ухи? И я предлагаю немедленно отправиться на рыбалку.

Эстафета «Рыбаки».

Ведущий. Уху сварили, наелись, можно отдохнуть и послушать, о чем разговаривают животные в лесу.

Сценка «Лиса и медведь».

Ведущий. Встретились как-то раз лиса и медведь на лесной полянке. И начали рассказывать друг другу про свою жизнь звериную.

(Командам нужно послушать рассказ и ответить,  что в нем правда, а что ложь)

Лиса: Живется мне в лесу хорошо, каждый кустик мой дом. Люблю я есть только ягоды и корешки растений.

Медведь: А я к муравейнику ходил, лапу засунул и начал её лизать  - очень вкусно. А потом пошел на речку рыбу ловить.

Лиса: Да,  Мишенька,  я сама рыбку люблю. У себя ее в пруду развожу, выкармливаю да выращиваю.

Медведь: Весной мне не легко. Я за зиму похудею, аппетит потом хороший. Вот пойду желуди собирать и первые грибочки на проталинах.

Команды называют ошибки актеров.

Ведущий: Ребята, а вы хотите потанцевать на лесной полянке вместе с  лисой и медведем?

Разминка «Весна – красна идет»

Ведущий: Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

 

Если я приду в лесок, и сорву ромашку? (нет)

***

Если съем я пирожки, выброшу бумажку? (нет)

***

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

***

Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

***

Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

***

Если сильно насорю и убрать забуду. (нет)

***

Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

***

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Молодцы!

Ведущий: А вот здесь, ребята, вопросы о том, как вы поступите в той или иной ситуации.

– Нашёл Лёша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше?

Ребенок: Гнездо на ветке – птичий дом.

Вчера птенец родился в нем.

Ты этот дом не разоряй

И никому не позволяй!

Ведущий:

– Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов», – предложили дети. А воспитатель сказала…Что сказала воспитатель?

Ребенок:Цветок на лугу я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем – объяснить  не могу.

В стакане он день простоял и завял.

А сколько бы он на лугу простоял?

Ведущий:

- В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг, они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась» – сказал один мальчик. «Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу» – сказал другой. Кто из мальчиков был прав?

Ребенок:У болотной мягкой кочки,

Под зелененьким листочком,

Притаилась попрыгушка,

Пучеглазая лягушка.

Дома жить она не сможет,

Лучше лесу пусть поможет.

Ведущий:

– Андрюша нашел в лесу ежа и решил подарить его своей подружке Насте. Но Настя сказала: «Отпусти его, пожалуйста!» «Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и  приносят домой, молоко им дают, кормят конфетами» - ответил Андрюша. «Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут жить в неволе и часто погибают!» Почему так сказала Настя?

Ребенок:

Не бери ежа с собой,

Отпусти его домой.

Ёжик даже глупый самый

Хочет жить с ежихой мамой.

(Дети объясняют, как правильно надо поступить в данной ситуации )

Ведущий: Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу. Ну, а какой же отдых на природе без веселых подвижных игр? Всегда, во все времена любимыми народными играми были:

«Горелки», «Золотые ворота»

(играют обе команды)

Ведущий:  Пора нам отправляться домой! Но перед тем, как собраться домой, нам необходимо затушить костер.

Эстафета «Затушим костер»

 Ведущий:  А сейчас я хочу с вами еще  поиграть. А вы? Итак, я буду рассказывать вам, что со мной приключилось в лесу. Когда я сделаю паузу, вы должны сказать: «И мы!». Слушайте внимательно и думайте, где надо говорить       «И мы!», а где нет.

 -Пошел я однажды в лес (и мы)!

 - Смотрю, в кустах медведь ест малину(?).
 -  Я как закричу!.(?).

 - Медведь как закричит!.(?).

 - Да как побежал!.(?).

 - Смотрю, дятел об сосну носом стучит…(?).

- Я как свисну!..(?).

 - Дятел испугался и улетел (?)

 - А я дальше пошел(?)).
Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие. Обе команды оказались настоящими знатоками природы, молодцы!

(Все выходят и встают в 2 полукруга взрослые и дети)

Ребенок: До свидания, весенний лес!

Полный сказок и чудес!

Мы к тебе ещё придём

И подарки принесём. 

Песня «Про меня и муравья» (сл. В.Степанова)

Ведущий: Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет! 
Развеем над нею тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами – 
Такая планета нужна нам с вами!