Тема: «Зима полна серебра»

Автор - составитель Н.А.Кшнякина

Основная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Цель занятия: Формирование представления детей о типичных явлениях в неживой и живой природе.

 Задачи занятия:

Образовательные 

  • Углублять знания детей о значении ели внутри природного комплекса, а также ее оздоровительном и эстетическом значении для человека;
  • Дать представление о способах охраны природы. 

Воспитательные

  • Воспитывать любовь к природе и умение видеть ее красоту;
  • Воспитывать любознательность.

Развивающие

·         Развивать умственные способности (умение анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать, делать выводы).

 

Предварительная работа:

Наблюдение за красотой зимней природы, беседа: «Что нам нравится зимой».

Оборудование и материалы: Иллюстрации зимней природы, снег в мешочках, стихи и рассказы.

 

Ход непосредственно образовательной деятельности:

 

Воспитатель: Ребята, подойдите все к окошку. Посмотрите, как красиво падаю снежинки. Послушайте, как интересно рассказывает о снежинках писатель Владимир Архангельский.

«Кружатся в воздухе и падают на землю снежинки – одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью гранями. Высоко в небе всюду мелькают крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опустятся в тучу, они сразу же становятся легкими, нежными снежинками.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки, чем ярче зимнее солнце, тем сильнее искрятся и серебрятся снежинки. При сильном ветре у снежинок обламываются лучики, и белые цветы и звезды превращаются в снежную пыль. Когда нет мороза, падая на землю снежинки, лепятся друг к другу и образуются хлопья».

Воспитатель:Ребята, а что вам нравится в зиме? Какие развлечения? (Ответы детей)

Воспитатель:  А кто знает, как хрустит снег? И почему он хрустит? (Ответы детей)

Он хрустит от того, что под тяжестью наших ног ломаются лучики у снежинок и получается такой хруст.

Воспитатель: А вы знаете, почему иногда деревья покрыты инеем?

Поэты пишут о зиме как о волшебнице. Послушайте что пишет С. Есенин

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распушились кисти

Белой бахромой.

Мы продолжаем восхищаться зимушкой вместе с Александром Сергеевичем Пушкиным:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит

Зима –волшебница. Она околдовывает всех, кто подвластен её чарам. Фёдор Иванович Тютчев пишет:

Чародейкою Зимой.

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой...

Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима. Зимой всё по-другому. Всё живое спряталось и спит, ожидая солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, не поют и летают зябко и неторопливо. Но природа в снежном уборе так завораживающе красива.

 Физминутка:

«Снежная баба».

Мы бабу снежную лепили,              (Изображают в воздухе последовательно три круга.)

Чтоб краше не было ее.                  (Проводят пальцами по лицу.)

Лопатами весь снег собрали,        (Имитируют движения лопатой.)

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали    (Изображают руками в воздухе максимально большой круг.)

И плотно этот ком прижали.        (Изображают перед собой руками круг, опускают его.)

Второй поменьше был размером.        (Изображают круг меньше.)

На первый он уселся смело.           (Приседают.)

А третьим – голова была                (Показывают на голову.)

И участи своей ждала.                     (Подпирают голову ладонями.)

Лицо украсили морковкой,         (На уровне носа пальцами изображают морковку.)

И угольками вместо глаз.                (Показывают на глаза.)

Прорисовали ротик ловко,                (Трогают рот.)

Смотрели в профиль и анфас.        (Поворачивают голову в сторону, прямо.)

На голову ведро надели,               (Делают движения двумя руками сверху вниз по голове.)

Украсили его пером.                (Поднимают одну руку вверх расставляют пальцы.)

Метлу воткнули для порядка        (Делают движение «подметание».)

Трудились дружно всем двором!         (Скрещивают пальцы рук в замок.)

Воспитатель: Ребята, вот сколько красивого мы сегодня узнали про зиму, про красоту зимней природы в стихах, которые написали поэты. Я вам предлагаю сегодня на прогулке полюбоваться зимней красотой и немного поработать, набрать в мешочки чистого снега и когда он растает полить наши комнатные растения. И на нашем участке сделать настоящее теплое покрывало для рябины и черемухи.

Работа по дидактическому пособию «Приключения мышонка Пика»

(стр. 31).