Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста по экологии «По следам мышонка Пика»

МБДОУ детский сад 40 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей

 Авторы – составители:

Пушкарева И.Ю., заведующий МБДОУ детский сад 40,

Мамонтова Е.И., старший воспитатель МБДОУ детский сад 40,

Петрова Олеся Александровна, воспитатель МБДОУ детский сад 40

Пояснительная записка 

Период дошкольного детства недолог относительно всей жизни человека, но очень насыщен познанием. Научно доказано, что в 6 – 7 лет ребёнок запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребёнку интересно всё, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Именно поэтому специалисты считают, что дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет  широкие  возможности для экологического воспитания. При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные знания у ребёнка, насколько грамотно они составлены, какие возможности представляют для систематизации знаний о природе.

Актуальность разработанной программы в том, что она построена на интеграции таких видов непосредственно образовательной деятельности, как «Ознакомление с миром природы» и «Чтение художественной литературы». Дополнительная общеразвивающая программа экологического кружка «По следам мышонка Пика» носит художественно-эстетическую, эколого-биологическую и учебно-познавательную направленность.

За основу учебного материала были выбраны произведения писателя – натуралиста Виталия Валентиновича Бианки «Мышонок Пик» и «Как Муравьишка домой спешил».

Мы считаем, что если ребёнок воспитан на рассказах Бианки, то с уверенностью можно сказать, что став взрослым, он никогда не навредит природе. Он будет знать, что можно делать в лесу, а что нельзя, как вести себя. Особенно следует подчеркнуть внимание автора к деталям. Виталий Валентинович Бианки подмечал и описывал такие повадки животных, о которых не всегда можно прочитать даже в энциклопедиях.

Опираясь на основную сюжетную линию произведения, мы решили дополнить некоторые эпизоды. Забавный мышонок Пик и находчивый Муравьишка – это наши проводники по миру природы, которые раскрывают лесные тайны и предлагают выполнить интересные задания.

К данной программе разработаны два дидактических пособия с заданиями экологической направленности: «По следам мышонка Пика» и «Приключения Муравьишки». Дидактические пособия дополняют друг друга. Пособие «По следам мышонка Пика» направлено на формирование общих знаний о мире природы, элементарных экологических представлений, пособие «Приключения Муравьишки» посвящено теме «Насекомые».

При правильной организации воспитательно-образовательного процесса интегрированная деятельность становится фактором динамического развития и мобилизации совместных усилий педагогов и родителей, направлена на формирование кругозора дошкольников и обеспечение видения целостной картины мира. Дети учатся рассматривать явления и предметы с разных точек зрения. Поэтому, мы считаем, что экологическое воспитание детей в условиях ДОУ необходимо осуществлять через интеграцию таких областей, как познавательное развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие, при этом используя различные формы и виды деятельности.

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет). Объём образовательной программы составляет 36 часов в течение учебного года.

Авторская программа «По следам мышонка Пика» реализуется на базе МБДОУ детский сад № 40 (г. Киселёвск).

Цель программы: формирование у дошкольников познавательного интереса к миру природы, воспитание элементов экологического сознания, бережного отношения к окружающей среде.

Задачи.

Обучающие:

- дать ребёнку системные знания об окружающем мире в соответствии с его возрастом и способностями;

- формировать элементарные экологические представления;

- формировать понимание того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её, что в природе всё взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.

Развивающие:

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

- развивать наблюдательность, внимательность;

- развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

- развивать творческие способности детей;

- развивать речь детей;

- развивать краеведческий кругозор.

Воспитательные:

- прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

- воспитывать умение правильно вести себя в природе; бережно относиться к природе родного края.

Программа построена в соответствии с принципами и подходами, определёнными ФГОС ДО:

- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы в различных видах деятельности;

- сотрудничество Организации с семьёй;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Планируемые результаты:

- воспитание чувства ответственности за сохранение окружающей среды у старших дошкольников;

- осознание воспитанниками важной роли экологии в решении глобальных проблем современности;

- повышение общей экологической культуры воспитанников;

- улучшение экологической ситуации на территории ДОУ;

- получение детьми навыков исследовательской работы, умения ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, таблиц, рисунков;

- заботиться об оздоровлении окружающей среды, улучшать состояние окружающей среды;

- ведение старшими дошкольниками просветительской работы внутри ДОУ (листовки, плакаты и др.);

- участие старших дошкольников в экологических играх, акциях;

- проведение среди старших дошкольников фотоконкурсов, выставок изобразительного, декоративно-прикладного творчества природной тематики;

- знание животного и растительного мира родного края;

- умение мастерить кормушки и правильно кормить зимующих птиц.

Диагностический инструментарий 

Экологическую воспитанность человека характеризуют его личностные черты и качества. Следовательно, показатели её сформированности необходимо исследовать на двух уровнях: внутреннем и внешнем – качественные изменения в структуре личности и их проявления во взаимодействии с окружающим миром.

Показатели сформированности экологической культуры ребёнка старшего дошкольного возраста:

  • ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо-плохо;
  • с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
  • эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчеств (рассказ, рисунок и т.п.);
  • старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в сад, лес и др.;
  • проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным растениям;
  • пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Приведём далее несколько методик, диагностирующих и развивающих экологическую культуру детей старшего дошкольного возраста. 

Экологический светофор

(Модификация методики Цветковой И.В.) 

С помощью этой методики можно развивать:

  • представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;
  • умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);
  • расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности.

Оборудование.

  • Набор из цветных кружков (красного, жёлтого, зелёного) для каждого воспитанника.
  • Набор карточек с изображением и описанием деятельности, поступков человека на природе.

Методика в форме игры, которую можно провести в группе, актовом зале/

В ходе игры все участники получают по три кружка: красный, жёлтый, зелёный. Воспитатель поясняет, что каждый цвет имеет своё значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.

На видном месте вывешивается таблица, напоминающая о значении цветов – сигналов экологического светофора.

  • Красный – запрещает действие, приносящее вред окружающей среде и жизни людей.
  • Жёлтый – предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.
  • Зелёный – разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным.

Воспитатель зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует детям соответствующий рисунок. Участники игры должны оценить тот или иной поступок, подняв по сигналу воспитателя один из имеющихся кружков, – включить тот или иной сигнал экологического светофора.

 

Оценка результатов.

Высокий уровень (4-5). Ребенок правильно оценил все поступки детей на природе.

Средний уровень (2-3). Ребенок допустил одну-две ошибки в оценке поступков детей.

Низкий уровень (1). Ребенок допустил много ошибок.

Письмо зелёному другу

(Модификация методики Цветковой И.В.) 

Методика помогает не только определить готовность старших дошкольников помогать природе и заботиться о ней, но и развивает у них чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира. Ребёнок вводится в следующую ситуацию.

«Представь, что где-то в глубине леса растёт небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц – поют, суетятся, дерутся… и улетают. Это деревце сказало по секрету, что ему очень хочется иметь друга – человека, лучше ребёнка, чем взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо…»

Далее воспитатель предлагает детям: «Расскажите, что бы вы написали в письме к  деревцу. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем другом, которого оно ждёт. Подумайте, о чём ему хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить деревцу, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами».

Методика может быть проведена с игровыми элементами: письмо, написанное ребёнком и воспитателем, вкладывается в конверт, сопровождается рисунком, заполняется адрес и т.п.

 

Обработка данных.

Ответы детей анализируются в соответствии со следующими уровнями:

Высокий уровень (4-5). Ребенок стоит на позиции заботливого и бережного отношения к природе. Владеет способами целесообразной деятельности в природе, проявляет активность в решении экологических проблем.

Средний уровень (2-3). Ребенок находит путь решения экологических проблем, но не всех. Частично может объяснить причины, которые привели к негативным последствиям.

Низкий уровень (1). Ребенок не может найти выхода из экологических проблемных ситуаций и объяснить причины их возникновения.

Радости и огорчения

(Модификация методики Цветковой И.В.) 

Методика опирается на проведение прогулки в лес, парк осенью. После беседы, напоминающей детям об их путешествии в природу, каждый ребёнок отвечает на вопросы:

1.      Что тебя больше всего порадовало во время прогулки в парк?

2.     Что тебя больше всего огорчило во время прогулки в парк?

Вопросы могут быть сформулированы с большим акцентом на эмоции ребёнка:

1.      Когда во время прогулки в лес ты сильнее всего чувствовал радость?

2.     Когда во время прогулки в лес ты сильнее всего огорчался?

При анализе ответов пользуйтесь схемой

Фамилия, имя

Радости и огорчения

Связанные с самим собой

Связанные с др. людьми (друзьями, взрослыми)

Эстетического характера, связанные с природой

 

Заметим, что проводить методику сразу по возращении детей с прогулки нежелательно, так как полученная информация будет искажена слишком свежими впечатлениями от прогулки.

Более объективный и богатый будет тот материал, который основан на анализе нескольких путешествий.

Ответы анализируются в соответствии со следующими уровнями:

Высокий уровень (4-5).  Ответ эстетического характера, связанный с природой, проявление эмоциональности.

Средний уровень (2-3).  Ребенок указывает на нарушение норм поведения в природе, но не проявляет эмоциональности и эстетического чувства в отношении к природе.

Низкий уровень (1).  Ребенок затрудняется в определении моментов прогулки, которые ему понравились или не понравились. Отказывается отвечать на вопросы.

 

Секретный разговор

(автор И.В.Цветкова) 

Методика способствует развитию эмоционально-чувственной сферы личности старшего дошкольника в процессе общения его с природой, а также выявляет имеющийся у детей опыт такого общения.

Вариант 1. Детям предлагается вспомнить о том, как они разговаривали с каким-либо растением или животным: “О чём ты спросил его? О чём он тебе рассказал?..” Далее воспитанники получают задание придумать свой секретный разговор. Вполне вероятно, что некоторые дети такого опыта не имели вовсе. Тогда они могут придумать свой разговор, например, с каким-либо домашним животным, комнатным растением.

Вариант 2. Детям предлагается представить, что во время прогулки в лес они встретили красивое дерево (цветок) и сумели по секрету поговорить с ним. Далее они получают задание придумать вопросы, которые они задали бы этому растению, о чём рассказали бы сами, что хотели бы от него услышать.

Оценка результатов.

Анализируется эмоциональность общения детей с объектами природы, осознание детьми их ценности. Ответы детей оцениваются по уровням:

Очень высокий уровень (5). Ребенка заинтересовало задание, он выражал эмоциональное отношение к выбранному объекту природы, проявлял ценностное, заботливое отношение к нему. Ребенок имеет опыт общения с природой.

Высокий уровень (4). Ребенок с интересом отнесся к заданию. Отмечается наличие у него эмоционального отношения к объекту природы, но общение с ним кратковременное.

Средний уровень (3). Ребенка заинтересовало задание. Он с удовольствием общался с выбранным объектом природы, но рассказывал ему о себе и не проявлял заботливое отношение к нему.

Низкий уровень (2). Ребенок затруднялся общаться с выбранным объектом природы, общение носило малосодержательный характер.

Очень низкий уровень (1). Ребенок не смог общаться с объектом природы или отказался от выполнения задания.

Лес благодарит и сердится  (автор И.В.Цветкова) 

Методика позволяет выявить отношение старших дошкольников к природе и развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с нею.

После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в лес, восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса:

Расскажи, за что лес мог бы сказать тебе:

  • спасибо;
  • рассердиться на тебя;

При анализе детских работ рекомендуем обратить внимание на следующее:

1.      Что преобладает в детских ответах на тему “Лес благодарит” – перечисление норм и правил поведения в лесу (например, “Лес скажет спасибо, если мы не будем бросать мусор, рвать листья, ломать ветки” и т.д.) или примеры практической экологически ориентированной деятельности (например, “Лес скажет спасибо за то, что мы соберём мусор или будем подкармливать птиц” и др.). Очевидно, что второй вариант ответов свидетельствует о более высоком уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы.

2.     Приводят ли дети в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу.

3.     Как часто на тему “Лес сердится” появляются ответы, указывающие в той или иной форме на бездействие детей (например, “Лес сердится, если мы не кормим птиц, если не приходим очистить его от мусора” и др.). Эти ответы также говорят об активной позиции ребёнка как защитника природы. Оказание помощи природе – норма поведения личности (в отличие от нормы “не причинять природе вреда”).

4.     Какие экологические проблемы звучат в ответах детей как наиболее актуальные.

5.     Какие нормы и правила взаимодействия с природой, а также какие практические дела дети выдвигают на первый план.

 

Обработка данных:

Очень высокий уровень (5). Ребенок проявляет активную позицию заботливого хозяина и защитника природы, выделяет актуальные экологические проблемы, приводит примеры уже проделанной им природоохранительной работы.

Высокий уровень (4). Ребенок приводит примеры практической экологически-ориентированной деятельности в природе или, наоборот, примеры бездействия человека, приводящие к негативным последствиям.

Средний уровень (3). Ребенок перечисляет правила и нормы поведения в лесу, примеры их нарушения.

Низкий уровень (2). Ребенок приводит один-два примера нарушения норм и правил поведения в лесу или примеры заботливого отношения к нему.

Очень низкий уровень (1) Отсутствие ответов. Молчание или ответы «не знаю».

Учебный план 

п/п

Наименование

разделов

Количество часов

Всего

Теоретические

Практические

1.

Берегите природу

4

1

3

2.

Растения

4

1

3

3.

Животные

4

1

3

4.

Зимовье зверей

4

1

3

5.

В лесу родилась ёлочка

4

1

3

6.

Птицы

4

1

3

7.

Насекомые. Муравьи

4

1

3

8.

Тайны насекомых

4

1

3

9.

Охрана насекомых

4

1

3

 

Учебно-тематический план

 

Месяц

Раздел

Тема

Коли-чество часов

Виды

деятельности и формы

Сентябрь

Берегите природу

1. Как всё живое растёт? Знакомьтесь – малыш Пик.

1

Чтение экологической сказки «Зелёный след волшебной лошадки», уход за комнатными растениями.

Рассматривание фотографий людей в различные периоды жизни. Игра «Мама мышка и её малыш», психогимнастика «Зёрнышко». Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» (стр. 4-5).

2. Для чего нужна Красная книга? Красная книга Кемеровской области.

1

Рассматривание картинок и иллюстраций редких и исчезающих животных. Дидактическая игра «Кто-кто в лесочке живёт», «Собери картинку». Беседа по экологическим знакам. Прослушивание аудиозаписи «Грустная песенка планеты».

Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» (стр. 13).

3. Зачем нужно беречь водоёмы?

1

Наблюдения за аквариумными рыбками: знакомство со строением рыб (выделение характерных особенностей), кормление рыбок, чистка аквариума.

Беседа «Зачем нужна вода?», «Как вода попадает в дома».

Игра с водой «Рыбаки».

Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» (стр. 7-8).

4. Правила поведения в природе. Экологические знаки.

1

Беседа по презентации «Правила поведения в природе». Прослушивание аудиозаписи «Голоса леса», «Журчание ручейка». Проведение опыта «Очистка воды». Работа с дидактическим пособием

«По следам мышонка Пика»

Стр. 9

 

Октябрь

Растения

1. Как растут растения? Полевые цветы.

1

Наблюдение за комнатными растениями в группе. Наблюдение за тем, как воспитатель ухаживает за растениями, и посильная помощь (полив растения, рыхление земли в горшке, мытьё поддона). Дидактическая игра «Что есть у растения?» (закрепить понятия «корень», «стебель», «листья», «цветок»).

Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» (стр. 10-11).

2. «Зелёная аптека»

1

Рассматривание открыток с изображением лекарственных растений. Беседа «Как правильно собирать лекарственные растения».

Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» (стр. 11-12, 14).

3. Редкие растения, занесённые в Красную книгу Кемеровской области.

1

Ситуация «Почему растение плачет? (условия, необходимые для жизни растений). Работа над созданием лэпбука «Красная книга Кемеровской области».

Рисование «Берегите растения!» Работа с дидактическим пособием

«По следам мышонка Пика»

(стр. 13).

4. Как растения к зиме готовятся?

1

Рассматривание иллюстраций и репродукций с изображением осенней природы. Игра «Найди такой же листочек». Рассказы детей «О чём думает осенний листочек?». Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» (стр. 21)

Ноябрь

Животные

1. Животные Кемеровской области. Кто такие хищники?

1

Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных. Игра «Угадай по описанию».  Дидактическая игра «Где чьи детки?».

Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» (стр. 6, 15)

2. Что такое пищевая цепочка? Зачем нужны мыши?

1

Отгадывание загадок про диких животных. Упражнение «Изобрази дикое животное».

Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» (стр. 16).

3. Кто как строит дом?

1

Беседа «Как полевые мыши строят себе дом».  Дидактическая игра «Кто где живёт?». Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» (стр. 18-22).

4. Редкие животные, занесённые в Красную книгу Кемеровской области.

1

Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, занесённых в Красную книгу. Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» (стр. 16-17, 23).

 

Декабрь

Зимовье зверей

1. Зимовье зверей. Кто как к зиме готовится?

1

Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных леса, чтение-обсуждение рассказов Г.Скребицкого «Четыре художника», Л.Толстого «Зайцы, М.Пришвина «Беличья память». Отгадывание загадок про животных. Дидактические игры «Кто где живёт», «Кто что ест».

Работа с дидактическим пособием

«По следам мышонка Пика»

Стр. 24-25

2. Зачем лиса зимой нюхает снег?

1

Разучивание загадок, стихов по теме «Дикие животные»;

Дидактические игры «Чем угостить животных?». «Рассели животных по домикам», «Будь внимательным», «Неизвестный зверь».

Рассматривание иллюстраций (дикие животные, забота человека о диких животных, зимние пейзажи).

Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» стр.26;

Разучивание физминуток “Дикие животные”, “Звериная зарядка”, «Снег идет», «Веселые зверята».

3. Лесная газета.  Следы на снегу.

1

Дидактическая игра «Четвёртый лишний». Создание следов на песке. Дидактическая игра «Собери слово».

Работа с дидактическим пособием

«По следам мышонка Пика»

Стр. 27

4. Умеет ли белочка считать?

1

Дидактическая игра «Опиши картинку». Практическая работа «Зачем белочка стучит по веточкам?». Дидактическая игра «Собери картинку».

Работа с дидактическим пособием

«По следам мышонка Пика»

Стр. 31-32

Январь

В лесу родилась ёлочка

1. С кем дружит ёлочка?

 

 

1

Наблюдение на прогулке за елью. Сравнение живой и искусственной елей.

Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика»

Стр. 28

2. Берегите ели.

 

 

1

Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Беседа «Можно ли рубить ёлочки?».

Работа с дидактическим пособием

«По следам мышонка Пика»

Стр. 29 – 30

3. Детка с какой ветки?

 

1

Игры с шишками.

Подвижная игра «Раз, два, три, к ёлочке беги!»

Работа с дидактическим пособием

«По следам мышонка Пика»

Стр.21

4. Зима полна серебра.

 

1

Наблюдение за красотой зимней природы. Беседа «Что нам нравится зимой». Трудовая деятельность: «снежное покрывало» для деревьев и кустарников, сбор снега для полива комнатных растений.

Февраль

Птицы

1. Как узнать птиц?

 

1

Наблюдение за птицами на участке. Дидактические игры «Назови птицу» (по картинкам), «Четвёртый лишний. Работа с дидактическим пособием

«По следам мышонка Пика»

Стр. 33-34

2. Зимующие и перелётные птицы.

 

1

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Разгадывание загадок о птицах. Рассказ воспитателя  «Птицы разные бывают». Заучивание стихотворения Е.Благининой «Прилетайте».

3. Покормите птиц зимой.

 

1

Беседы « Как мы помогаем птицам зимой». Кормление  птиц на участке. Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» (стр. 34). Изготовление кормушек для птиц (с родителями).

4. О чём поют птицы весной?

 

1

Дидактическая игра «Хорошо-плохо», «Угадай-ка». Разгадывание загадок о птицах. Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц». Разучивание пальчиковой игры «Птички». Чтение и обсуждение рассказа К.Д.Ушинского «Ласточка».

Март

Насекомые.

Муравьи

1. Кто такие насекомые? Знакомьтесь друг Пика – Муравьишка.

1

Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых. Составление описательных рассказов о насекомых.

Работа с дидактическим пособием «Приключения Муравьишки» (стр. 3 – 6, 11)

2. Какие профессии у муравьёв?

1

Рассказ воспитателя «Какие профессии у муравьёв». Игра «Как устроен муравейник?». Работа с дидактическим пособием «Приключения Муравьишки» (стр. 12 – 13)

3. Муравьишка и Кмыс (шорская сказка о муравье)

1

Чтение шорской сказки о муравье. Работа с дидактическим пособием

«Приключения Муравьишки»

(стр. 16-17)

4. Санитары леса. Что едят муравьи?

1

Операция «Охраняем муравьиные тропы».

Работа с дидактическим пособием «Приключения Муравьишки» (стр. 14, 17)

Апрель

Тайны насекомых

1. Почему кузнечик зелёный?  Для чего божьей коровке красная спинка?

1

Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых. Составление описательных рассказов о насекомых.

Чтение экологической сказки «Почему кузнечик зелёный» (автор Е.Ульева).

Работа с дидактическим пособием

«Приключения Муравьишки» (стр. 22-23)

2. Могут ли растения охотиться на насекомых?

1

Беседа по презентации «Какие опасности поджидают насекомых».

Чтение экологической сказки «Могут ли растения охотиться на насекомых?» (автор Е.Ульева).

Работа с дидактическим пособием

«Приключения Муравьишки»

(стр. 24)

3. Лига чемпионов. Что могут насекомые?

1

Отгадывание загадок о насекомых. Прослушивание аудиозаписи «Звуки насекомых».

Работа с дидактическим пособием

«Приключения Муравьишки» (стр. 29)

4. От гусеницы до бабочки. Откуда берётся шёлк?

1

Дидактическая игра «Бывает-не бывает», «Вставь словечко». Чтение экологической сказки «Откуда берётся шёлк?» (автор Е.Ульева). Работа с дидактическим пособием

«Приключения Муравьишки» (стр.25-27)

 

Май

Охрана

насекомых

1. Насекомые Кемеровской области. Кого Муравьишка встретил в пути?

1

Наблюдение за насекомыми на прогулке. Работа с дидактическим пособием

«Приключения Муравьишки»

(стр. 7 – 9)

2. Нужно ли охранять насекомых? Редкие насекомые, занесённые в Красную книгу Кемеровской области.

1

Беседа о том, что нельзя обижать наших маленьких соседей – насекомых («Куда спешит жук?»)

Работа с дидактическим пособием «Приключения Муравьишки» (стр. 10, 18)

3. Насекомые и цветы созданы друг для друга.

1

Беседа «Зачем нужны насекомые?».

Работа с дидактическим пособием «Приключения Муравьишки» (стр. 28)

4. Земля – наш общий дом.

1

Проведение экологического праздника. Составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц.

Работа с дидактическим пособием «Приключения Муравьишки» (стр. 30)

 

Содержание тем учебного курса

 

Раздел

Тема

Коли-

чество часов

Реферативное описание содержания темы программы

Берегите

природу

1. Как всё живое растёт? Знакомьтесь – малыш Пик.

1

Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов; подвести к выводу, что люди – это часть Природы, что для роста и развития живых организмов необходимо одно и то же: свет, вода, воздух, питание, бережное отношение окружающих.

2. Для чего нужна Красная книга? Красная книга Кемеровской области.

1

Дать представление о том, что такое «Красная книга». Воспитывать доброе, ответственное отношение к природе, к будущим поколениям, которым необходимо оставить Землю для жизни; продолжать формировать у детей убеждение, что все объекты природы бесценны, поэтому их надо охранять.

 

3. Зачем нужно беречь водоёмы?

1

Рассмотреть значение воды в природе и в жизни человека; выделить экологические проблемы и способы охраны воды; воспитывать бережное отношение к водоёмам и их обитателям, желание экономить пресную воду.

4. Правила поведения в природе. Экологические знаки.

1

Показать детям необходимость охраны природы; продолжать знакомить с Красной книгой, рассмотреть экологические взаимосвязи в природе; развивать наблюдательность, познавательный интерес; воспитывать гуманное отношение к природе.

Растения

1. Как растут растения? Полевые цветы.

1

Обобщить представления детей о росте и развитии растений; показать связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; учить беречь и заботиться о растениях.

2. «Зелёная аптека»

1

Познакомить детей с лекарственными растениями; составить экологические  правила сбора лекарственных растений; развивать память, мышление; воспитывать бережное отношение к природе.

3. Редкие растения, занесённые в Красную книгу Кемеровской области.

1

Познакомить детей с экологическими проблемами, причинами исчезновения многих растений; составить экологические правила об охране растений; познакомить детей с редкими растениями, занесёнными в Красную книгу Кемеровской области; развивать  речь, наблюдательность, воспитывать бережное отношение к растениям.

4. Как растения к зиме готовятся?

1

Закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить пословицы и поговорки; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней; учить понимать закономерности явлений природы.

Животные

1. Животные Кемеровской области. Кто такие хищники?

1

Закрепить знания детей о животных родного края, дать понятия о том, кто такие хищники, дать знания об образе жизни знакомых животных; воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание её беречь и оказывать ей посильную помощь.

2. Что такое пищевая цепочка? Зачем нужны мыши?

1

Рассмотреть экологические взаимосвязи в природе, дать понятие о пищевой цепочке.

3. Кто как строит дом?

 

1

Закрепить знания детей о животных родного края, дать понятия о том, кто как устраивает своё жилище.

4. Редкие животные, занесённые в Красную книгу Кемеровской области.

1

Продолжать знакомить детей с редкими животными, занесёнными в Красную книгу.

Зимовье зверей

1. Зимовье зверей. Кто как к зиме готовится?

1

Формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.

2. Зачем лиса зимой нюхает снег?

1

Учить понимать поведение  животных; воспитывать любовь к животным.

3. Лесная газета.  Следы на снегу.

1

Продолжать закреплять знания детей о диких животных, их повадках и отличительных признаках; учить различать их следы.

4. Умеет ли белочка считать?

1

Закреплять знания детей о диких животных, повадках и отличительных признаках.

В лесу родилась ёлочка

1. С кем дружит ёлочка?

 

1

Рассмотреть экологические взаимосвязи в природе, продолжать формировать понятие о пищевой цепочке.

2. Берегите ели.

 

1

Познакомить детей с экологическими проблемами, причинами исчезновения елей; составить экологические правила об охране елей.

3. Детка с какой ветки?

 

1

Закрепить знание детей о многообразии деревьев; учить узнавать деревья по листьям и плодам; познакомить с составными частями дерева и их значением; уточнить представления о значении леса в жизни людей; учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, музыку; бережно относиться к родной природе.

4. Зима полна серебра.

1

Обобщить представления детей о зиме, закрепить знания о характерных признаках зимних месяцев; продолжать учить устанавливать связи и закономерности в природе.

Птицы

1. Как узнать птиц?

 

 

1

Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле и на воде, которые умеют летать в воздухе и имеют типичное строение: два крыла, две ноги, клюв, перья. Совершенствовать умения детей узнавать птиц по их устному описанию.

2. Зимующие и перелётные птицы.

 

1

Уточнить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.

3. Покормите птиц зимой.

 

1

Уточнить знания детей о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц.

4. О чём поют птицы весной?

 

1

Уточнить представления детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период, дать сведения о звуковых сигналах птиц, видах их гнёзд; развивать интерес к жизни птиц, воображение, речь детей; воспитывать заботливое, доброе отношение к птицам.

Насекомые. Муравьи

1. Кто такие насекомые? Знакомьтесь друг Пика – Муравьишка.

1

Познакомить детей с миром насекомых; развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам; воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

2. Какие профессии у муравьёв?

1

Продолжать знакомить детей с миром насекомых; дать представление о муравьях как трудолюбивых насекомых; рассказать о разделении труда у муравьёв, устройстве муравейника.

3. Муравьишка и Кмыс (шорская сказка о муравье)

1

Познакомить с народным фольклором о муравьях (сказки, пословицы, поговорки). Дать представление о шорцах, коренном населении Кемеровской области, их бережном отношении к природе.

4. Санитары леса. Что едят муравьи?

 

1

Повторить правила поведения в лесу, бережном отношении к его обитателям.

Тайны насекомых

1. Почему кузнечик зелёный?  Для чего божьей коровке красная спинка?

1

Продолжать знакомить детей с миром насекомых; дать представление о защите насекомых от врагов.

2. Могут ли растения охотиться на насекомых?

1

Расширять представления о насекомых и растениях, показать детям закономерные связи в природе; вызвать интерес к окружающему миру.

3. Лига чемпионов. Что могут насекомые?

1

Расширять представления о насекомых, познакомить с их разнообразием; развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать, воспитывать любознательность.

4. От гусеницы до бабочки. Откуда берётся шёлк?

1

Продолжать знакомить детей с миром насекомых; дать представление о бабочках; рассказать об их пользе.

Охрана насекомых

1. Насекомые Кемеровской области. Кого Муравьишка встретил в пути?

1

Расширять представления о насекомых, познакомить с их разнообразием; развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать, воспитывать любознательность.

2. Нужно ли охранять насекомых? Редкие насекомые, занесённые в Красную книгу Кемеровской области.

 

1

Повторить экологические правила, воспитывать бережное отношение к насекомым.

3. Насекомые и цветы созданы друг для друга.

1

Показать детям закономерные связи в природе, роль насекомых в опылении растений; вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

4. Земля – наш общий дом.

1

Показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; вызвать у детей беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей; способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома.

Информационно-методическое обеспечение

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

Психолого-педагогические и методические требования к реализации программы:

1.      Выявление индивидуальности ребёнка и её реализации через творчество и взаимодействие с природой.

2.     Создание творческой, художественной атмосферы на занятиях.

3.     Реализация творческих способностей ребёнка через участие в играх, викторинах, выставках, конкурсах экологической направленности.

4.     Преобладает игровой метод обучения.

5.     Использование специализированной литературы в обучении.

6.     Постоянное отслеживание результатов и подведения итогов проведённых занятий.

7.     Создание ситуации успеха.

8.     Организация различных видов стимулирования.

 Материально-техническое обеспечение.

1.      Оптимальные условия в помещении, отвечающие санитарно- гигиеническим требованиям, мебель.

2.     Дидактические пособия: «По следам мышонка Пика» и «Приключения Муравьишки» для каждого воспитанника.

3.     Материалы для работы и творчества детей: альбомы для рисования, краски, кисти, фломастеры, цветные карандаши и другие канцелярские принадлежности.

4.     Мультимедийный центр, экран для просмотра презентаций, магнитная доска, магниты, школьная доска, мел, компьютер, принтер.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 Литература для педагогов:

1.                  Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология [Текст]: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2010.- 128 с.

2.                 Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет [Текст]: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

3.                 Иванова А.И. Живая экология [Текст]: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

4.                 Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.

5.                 Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду [Текст]: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

6.                 Миронов А.В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО: деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности [Текст].- Волгоград: Учитель, 2016.

7.                 Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие [Текст]. – М.: Академия, 2009.

8.                 Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]. – М.: Академия, 2002.

9.                 Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников [Текст]// Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27.

10.             Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников [Текст]// Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. - С. 47-49.

11.               Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 6-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2014.

12.             Экологическое воспитание в начальной школе [Текст]: разработки внеклассных мероприятий/ авт.-сост. Н.В. Лободина.– Волгоград: Учитель, 2007.– 266 с.

Литература для родителей:

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 6-7 лет. Подготовительная к школе группа. Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы. ФГОС [Текст]. – М.: Детство-Пресс, 2016.

2. Золотова Е.И. Знакомим дошкольника с миром животных [Текст]. – М., 1982.

3. Красная книга Кемеровской области: Т.2. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. 2-е изд-е, перераб. и дополн. [Текст]– Кемерово: «Азия принт», 2012. – 192 с.

4. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст]. – М., 1992.

Литература для детей:

1. Герасимов В.П. Животный мир нашей родины [Текст]. – М.: Просвещение, 1985.

2. Лучич М.В. Детям о природе [Текст]. – М., 1989.

3. Николаева С.Н. Юный эколог. Календарь сезонных наблюдений (5-7 лет). ФГОС [Текст] - М.: Мозаика-Синтез, 2016.

4. Кшнякина Н.А., Петрова О.А. По следам мышонка Пика [Текст]: дидактическое пособие. – Киселёвск, 2017.

5. Пушкарёва И.Ю., Петрова О.А. Приключения Муравьишки [Текст]: дидактическое пособие. – Киселёвск, 2017.