Тема: «С кем дружит ёлочка?»

Автор-составитель Н.А.Кшнякина

Основная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Цель занятия: Формирование представления о многообразии растительного мира.

 Задачи занятия:

Образовательные 

  • Систематизировать и расширять представления детей о хвойных деревьях, растущих в родном крае;
  • Углублять знания детей о значении ели внутри природного комплекса, а также ее оздоровительном и эстетическом значении для человека;

Воспитательные

  • Воспитывать осознанное отношение к миру природы;
  •  Формировать представление о том, что человек — это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее;

Развивающие

·         Развивать умственные способности (умение анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать, делать выводы).

Предварительная работа:

Цикл наблюдений на прогулке за елью; сравнение живой и искусственной елей.

Оборудование и материалы:

Презентация  «Хвойные деревья», фланелеграф, посылка с загадкой, еловой шишкой, веточки ели, сосны; искусственная ель; работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» (стр.28).

 

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, вы слышите кто-то тихо к нам стучится?

Давайте, посмотрим? (Ребята за дверью находят мышонка Пика и посылку)

К нам снова пришёл наш любознательный друг мышонок Пик.

Давайте посмотрим, что у него в посылке. (открывают посылку, там загадка, шишка и веточки ели, сосны)

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (Ель)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать   о ели? Тогда наш мышонок присоединяется к нашему увлекательному занятию.

 А вы знаете, что скрывает елочка в своих шишках? Для чего дереву нужны семена? С кем дружит елочка? (достает из посылки шишку)

Давайте осторожно потрясем нашу шишку над листочком. Нашли семена? Рассмотрите их повнимательнее.

 Какой они формы? Цвета? А что это рядом с семечком? (крылышко).

Для чего оно семечку? (Ветер разносит семена, которые созревают в шишках, по снежному насту, они лежат и ждут весны, чтобы попасть в землю и начать расти).

Воспитатель:  Вот сколько интересного мы знаем о елочке! (берет в руки посылку). Кажется, наша посылка ещё не пуста. Она с секретом! Что же мышонок Пик спрятал здесь ещё? (ветки). С какого же дерева веточки? (Ответы детей)

А не пошутил ли с нами мышонок Пик? Все ли веточки принадлежат ей? Все ли они одинаковые? Возьмите ветви к себе на листочек, сравните их. Чем они похожи? Чем отличаются? Какие иголочки у ели? У другой ветви? Сломайте иголочку: вот где спрятался листочек! Потрогайте ветки осторожно, согните ее. Чувствуете, какая она? (липкая, смолистая). Вот почему иголочки не опадают осенью! Что же их держит? (смола). Чем пахнет веточка? (смолой)

 Где же еловая ветка? А какому дереву принадлежит другая? (сосне)

Физминутка «Елка»

Горит огнями елочка, под нею тени синие,              (Поднимаем руки вверх)

Колючие иголочки, как будто в белом инее.           (Опускаем через стороны, вниз)

Огни на елке яркие повсюду зажигаются.               (Наклоны вправо, влево)

Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются (Ходьба на месте, улыбка)

Воспитатель: Ребята вот мы и определили, чем похожи веточки ели и сосны и чем отличаются. Эти два хвойных дерева как сестры в лесу. Давайте с вами посмотрим презентацию «Хвойные деревья» Так как мышонок не все разновидности хвойных деревьев положил в посылку. А в лесу так много разнообразных хвойных похожих деревьев. (Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница и т.д.)

Воспитатель: А как вы думаете, есть ли у елочки друзья в лесу среди животных и птиц? Давайте выберем из тех, что здесь представлены, друзей елочки, и объясним, почему они любят елочку.

(Дети подходят к фланелеграфу по очереди, выбирают и выставляют к ели друга (животное или птицу) и объясняют свой выбор.)

Воспитатель:

-Как вы думаете, а люди – друзья или враги ели? Чем они могут навредить ей? А чем могут помочь? (ответы детей)

Давайте сегодня на прогулке навестим нашу знакомую елочку, прочитаем ей стихи, споем песни, загадаем загадки, можем даже нарисовать для нее подарки. Не будем забывать друзей!

В заключение нашего занятия поработаем с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» (стр.28)

Тема: «Умеет ли белочка считать?»

Автор-составитель Т.А.Шашенкова

Основная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Цель занятия: формирование экологических знаний и представлений у детей дошкольного возраста. Обобщение  и расширение знания детей о диких животных.

Задачи занятия:

Образовательные: Систематизировать и расширить  знания детей о жизни диких животных, их повадках и отличительных признаках. Побуждать  устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: с наступлением холодов  (звери делают запасы на зиму, меняют окраску).

Развивающие: Развивать речевое внимание, наблюдательность, умение делать выводы, рассуждать. Развивать активный словарь детей.

Воспитательные: Воспитывать любознательность, доброе, заботливое отношение к природе, умение заботиться о ней и ее обитателях, трудолюбие и партнерские отношения на занятии.

Предварительная работа:

1. Дидактические игры «Опиши картинку», «Кто  чем питается», «Собери картинку», «Дикие животные»;

2. Рассматривание  иллюстраций  (дикие животные, забота человека о диких животных;

3.  Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» (стр.31, 32);

4. Разучивание физминуток «Белочка», «Зайка».

Материал к занятию: иллюстрации с изображением  диких животных, пейзажи леса поздней осенью. Аудиозапись «Голоса птиц, зверей поздней осенью, 2 веточки с шишками, чудесный мешочек, муляжи овощей, ягод, зерна, грибов, дидактическое пособие «По следам мышонка Пика».

Конверт с письмом, магнитная доска, чудесный мешочек , муляжи овощей, ягод, грибов, зерна.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

(Раздается стук в дверь, входит Незнайка. Он печально здоровается с детьми) Воспитатель: Почему Незнайка такой грустный.

(Незнайка что-то шепчет воспитателю)

Воспитатель: Незнайка в гости ждал своего друга  Мышонка Пика. Но тут почтальон принес письмо от Пика. И только Незнайка хотел прочитать его, как лиса с волком подбежали, оторвали часть письма и убежали.

(Воспитатель успокаивает Незнайку и читает письмо от Пика)

«В гости прийти не могу. У нас в лесу все готовятся  к …»

Воспитатель задает детям вопрос:

- Как вы думаете, что могло быть написано в письме? (Ответы детей обсуждаются. Все вместе решают пойти в лес к Пику. Воспитатель вместе с детьми и Незнайкой переходят на другую сторону комнаты. Выставлена магнитная доска с пейзажами леса поздней осенью: улетающий караван птиц, деревья без листьев, заяц в белой шубке выглядывает из- за березы. Белка сидит на веточке с шишками. Медведь несет к ямке возле сваленного дерева ветки и сучья.. За пеньком спрятался мышонок Пик).

Звучит аудиозапись гомона птиц, крика зверей.

Незнайка: Послушайте,  ребята,   лесу очень шумно.

Пика не видно. Да он нас и не услышит в таком шуме. Что же здесь происходит? (Ответы детей обсуждаются.)

(Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину осеннего леса).

Проводится дидактическая игра «Опиши картинку».

(Воспитатель задает детям вопросы, а дети находят ответ, рассматривая картину на магнитной доске).

-Почему птицы так шумят? (Птицы собираются в стаи и улетают в жаркие страны.)

-Почему птицы решили улетать в жаркие страны? (Наступает зима. Деревья стоят без листьев. Насекомые спрятались далеко под кору. Птицам нечего кушать.)

-Где наш любимый зайчишка, почему его не видно? (Он поменял серую шубку на белую и спрятался за березой. Поэтому его не видно.)

-Почему зайка спрятался за березой? (Потому что у березы ствол белый, как шубка у зайца зимой.)

-Зачем надо было зайке поменять свою шубку? (Когда выпадает снег, ему будет легче спрятаться от врагов.)

-Найдите на картинке, кто еще на зиму делает запасы? (Белочка.)

-Что белочка запасает на зиму? (Грибы, ягоды и шишки.)

Незнайка: Ребята, а  белочка умеет считать, так как она выбирает только те веточки, где больше всего шишек.

(Воспитатель задает детям вопрос):

-Как вы думаете, умеет белочка считать? (Ответы детей обсуждаются.)

Далее воспитатель предлагает детям послушать интересную историю про белочку:

-Поздней осенью прыгает белочка с одного дерева на другое. Стукнет по ветке и замрет, затем на другую ветку прыгнет, опять стукнет и замрет.

-Белочка считать, конечно же, не умеет. Но у нее очень хорошее зрение.

«Зачем белочка стучит по веточкам?»

Воспитатель предлагает детям постучать по веточкам и определить, какая веточка колышется дольше? (Веточка, на которой больше шишек, колышется дольше.)

-Зачем белочка стучит по веточкам? (Чтобы определить, какая веточка колышется дольше.)

-Где белочка прячет свои запасы? (В дупле.)

Воспитатель:А еще, ребята, у белочки очень хорошая память и сейчас я вам расскажу очень интересную историю  об этом (читает рассказ Пришвина «Беличья память»)

-можно ли позавидовать беличьей памяти? Почему вы так думаете?

 

- А сейчас обратите внимание на медведя. Зачем он  носит к ямке возле сваленного дерева ветки и сучья? (Устраивает себе берлогу.)

-А что такое берлога? (Это домик для медведя.)

-Какие запасы на зиму делает медведь? (Медведь не делает запасов на зиму, потому что он всю зиму спит.)

-Посмотрите на картинку и скажите, что делают звери? (Звери готовятся к зиме.)

-Кто догадался, что было написано в письме Пика?

-Ребята, а почему мы здесь не видим лису, волка и Пика? (Ответы детей обсуждаются.)

Незнайка предлагает детям поискать его друга Пика и задает вопрос:

-Где может быть Пик? (Ответы детей обсуждаются.)

-Мы узнаем, если соберем эти разрезные картинки.

Проводится дидактическая игра «Собери картинку».

(Детям раздаются разрезные картинки из пяти частей, которые они должны собрать и назвать изображение. Дети собирают картинки, определяют, что это пень. Находят пень и Пика на картинке).

Работа с дидактическим пособием стр. 31-32

 

Дидактическая игра: « Кто чем питается?»

Прежде чем вернуться домой, воспитатель предлагает накормить животных, предварительно обсудив, кто что любит?

Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т. п. Называют его и определяют, какое животное питается этой едой.

(Воспитатель от имени животных благодарит детей)

 

Тема: «Зачем лиса зимой нюхает снег?»

Автор-составитель Т.А.Шашенкова

Основная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Цель занятия: формирование знаний о взаимосвязи всего живого в природе, обобщение  и расширение знаний детей о диких животных.

Задачи занятия:

Образовательные:

1.     Учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно - следственные связи;

2.    Формировать представления детей о том, как животные могут позаботиться о себе в зимнее время года; показать связь их жизни с состоянием неживой природы и растений зимой.

Развивающие: 

1.      Активизировать словарь детей,  развивать доказательную речь,  умение делать выводы, сравнивать;

2.     Способствовать развитию  творческого воображения, образного мышления, расширению кругозора детей.

Воспитательные:

1.      Воспитывать бережное отношения к природе, любовь к животным, стремление помочь  им в трудных условиях.

Предварительная работа:

1.      Разучивание загадок, стихов по теме «Дикие животные»;

2.     Дидактические игры «Чем угостить животных?», «Рассели животных по домикам», «Будь внимательным», «Неизвестный зверь»;

3.     Рассматривание иллюстраций (дикие животные, забота человека о диких животных, зимние пейзажи);

4.     Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» стр.26;

5.     Разучивание физминуток “Дикие животные”, “Звериная зарядка”, «Снег идет», «Веселые зверята».

Материал к занятию:

Иллюстрации:  зимние пейзажи, дидактическое пособие «По следам мышонка Пика»,  контуры диких животных, аудиозапись (голоса животных зимой в лесу).

Ход непосредственно образовательной деятельности

(Воспитатель  приглашает всех детей собраться вместе)

Воспитатель: На улице холодно, мороз, а у нас в группе тепло и уютно. Это от ваших улыбчивых лиц и добрых сердечек.

Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).

Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте  свое тепло. Пусть у нас с вами  всегда будет тепло и уютно. А теперь за работу!

Много о зиме вам уже известно.

Зима - такое время года, 
Что дарит всем нам красоту! 
Оделась в белое природа 
Открыла миру чистоту.

Воспитатель: Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, поэтому легко ответите на вопросы:

Какие признаки зимы вы можете назвать?  (Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом)

С чем связано общее похолодание зимой? (Солнце стало всходить поздно, заходить рано - поэтому света и тепла земля получает мало - дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода) 

Игра «Будь внимательным»

Воспитатель: Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.
(Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь,
 прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица
.)

А сейчас найдите признаки зимы вот на этих иллюстрациях. (Рассматривание иллюстраций и составление рассказа с опорой на знания детей).

Физкультминутка 
Снег идет, снег идет. 
Дворник улицу метет. 
Стороной народ идет. 
Веселей, веселей! 
Заниматься нам не лень:

Мы немного разомнемся, 
За дела опять возьмемся.

(Произвольная имитация движений)

            Воспитатель: Белая и холодная пришла на землю зима.

Потонул в снегу лес, и спрятались под ним плоды и семена, еще недоступнее стали корни растений. Нет ни сочной травки, ни мягких листьев на деревьях. Зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов.

Как вы думаете, боятся ли звери, живущие в лесу, зимы?

Что их спасает от зимней стужи? от хищников? (Звери сменили свои летние шубки  на более  теплые зимние, поменяли их окраску)

Не страшен ли им холод?

Чем питаются зимой заяц, белка?

Как лиса выслеживает зимой добычу?

Почему к зиме, медведь накапливают жир, белка запасает корм, а заяц и лиса нет?

Как проводит зиму еж?

Речевая логическая задача №1 «Для чего белочке корзинка?»

Ребята, сейчас я вам расскажу одну историю про зайчика и белочку.

- Жили в лесу друзья – белочка и зайчик. Летом они прыгали и играли на полянке, а когда наступила осень, белочка сплела из ивовых прутьев корзинку.

- Зачем тебе корзинка? – спросил зайчик.

- Это корзинка не простая, она моя помощница, - ответила белочка.

- Как это? Почему корзинка помощница – удивился зайчик

 - А вы, ребята, как думаете, почему корзинка -  помощница белочки?

 (Ответы детей: белочка  собирает желуди, шишки, орехи, грибы, она готовится к зиме, делает запасы, зимой все пригодится)

- Скажите, куда белочка прячет свои запасы?  (Ответы детей:  белка складывает запасы в кладовую на дереве)

Речевая логическая задача 2. Что сказал ежик?

«Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает белка – непоседа. Собирает орехи, жёлуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, вешает на кустики. Целый день работает белка и всё поглядывает на соседа – ежа, которые к осени совсем ленивым стал: мало бегает по лесу, не ловит мышей, заберётся в сухие листья да дремлет.
- Почему ты, еж, совсем разленился? – спрашивает белка. – Почему к зиме не готовишься, корм не запасаешь? Зимой естоь нечего будет.
Рассмеялся еж и что-то тихо сказал белке».

Что сказал еж белке?

Речевая логическая задача 3. Что ищет медведь?

Посмотрите на косолапого! Едва ворочается. На рыбе да на ягодах летом отъелся, а сейчас по лесу бродит, зверюшек пугает и что-то все ищет, ищет… Что ищет медведь?

- Медведю уже пора засыпать в берлоге, вот он и бродит по лесу, следы путает перед тем, как забраться в берлогу и уснуть.

Речевая логическая задача 4. Зайчонок и его друзья.

Весной в лесу у зайчихи появился зайчонок. Рос он весёлый, шустрый. Однажды зайчонок познакомился с бабочкой, ежиком и медвежонком. Все они подружились, играли и веселились до самых холодов. Наступила зима. Пришёл весёлый праздник Новый год. Зайчонок решил пригласить своих друзей на этот праздник. Но никого в лесу не нашёл. Почему

Физминутка «Веселые зверята»

Зайка скачет по кусточкам,

По болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам,

Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый,

У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек

Катится колючий ежик.

(Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладони)

 

(Прыгают, согнув руки перед грудью)

 

(Идут вперевалку)

 

(Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки)

 

Воспитатель: Много сейчас хлопот по прокорму у бодрствующих обитателей леса. Об этом рассказывают следы на снегу. Чьи следы можно увидеть зимой в лесу? Помогут вам в этом  разобраться вот эти фигурки животных.

Игра «узнай животное по контуру»

  (Дети, угадав животное, называют: лосиные, заячьи, волчьи, лисьи, беличьи)

Воспитатель: А как вы думаете, о чём разговаривают лесные звери  зимой? Давайте перенесёмся в зимний лес и послушаем их голоса. (Включается аудиозапись)

Что выражают голоса зверей: тревогу, волнение, беспокойство, зов о помощи или радость? Почему? А чей это тоненький голосок слышится из  под снега? (аудиозапись мышиного писка) Что же он так расшумелся? Кого следует бояться мышонку больше всех в лесу?

Посмотрите – ка  какая,

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой

Работа с дидактическим пособием «Приключения мышонка Пика»

 (стр. 26)

 - Расскажите, что вам уже известно об этом зверьке?
 В ходе обсуждения выяснить следующие вопросы: 
- Какой образ жизни ведёт лиса зимой?
- Почему лиса недовольно своей окраской?
- Чем питается лиса?
- Почему не запасает корм на зиму?
- Где укрывается от непогоды и врагов?)
(Слайд)

Воспитатель: Лисица -  проворный и осторожный зверь. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле она выслеживает мышей, быстро роет передними лапами снег и хватает добычу. Такую добычу называют мышкованием. Имеет отличный слух и нюх. Мышиный писк она слышит за 100 метров. Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Охотится лиса в сумерках за птицами, зайцами. Кончик хвоста у лисы для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней.

Лисе очень помогает то, что они хорошо знают  места, где живут, знают, где лучше спрятаться, куда бежать при опасности.  Охотятся они  в основном по ночам. Крадутся очень тихо, осторожно, по сторонам смотрят, принюхиваются и, несмотря на позднее ночное время, не зевают. Кто добычу прозевает, голодным спать ляжет.                  

                                               Физминутка

Тихо встаньте, улыбнитесь,

Все в зверюшек превратитесь.

Сколько к нам пришло зверей?

Не узнать моих детей!

Кто зайчишка, кто лисичка,

Кто медведь, кто волк, кто птичка?

Веселее в пляс пускайтесь,

Все танцуйте, не стесняйтесь.                  

Дидактическая игра "Неизвестный зверь"

(Выложить из геометрических фигур животное)

Воспитатель: посмотрите, ребята, Мышонок  подарил нам  картину леса и просит, чтобы мы поселили  животных в свои домики.

Игра «Расселите животных по домикам»

(Работа на магнитной доске)

Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы

Домик 2 – животные, которые  зимой впадают в спячку.

Домик 3 – животные, которые  зимой ищут корм в природе

Воспитатель: Несмотря на все приспособления к зиме, животным бывает очень трудно! Какие трудности могут испытывать животные? Почему их надо подкармливать?

Игра «Чем бы мы угостили животных?»

( дети соединяют  стрелками животного и то, чем они питаются. Работа с карточками за столами)

Воспитатель: вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по зимнему лесу,   давайте все вместе попрощаемся с жителями леса  до весны.

До свидания, наш зимний лес,

Полон сказок и чудес!

Мы к тебе еще придем

И подарки принесем.

Тема: «Следы на снегу. Лесная газета»

 

Автор-составитель Т.А.Шашенкова

Основная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель занятия: обобщение  и расширение знания детей о диких животных.

Задачи занятия:

Образовательные: закреплять знания детей о жизни диких животных в зимний период времени, их повадках и отличительных признаках. Учить различать их следы.

Развивающие: развивать активный словарь детей, умение образовывать прилагательные во множественном числе от существительных (лиса – лисьи, медведь – медвежьи…). Способствовать развитию мелкой моторики, внимания, памяти. 

Воспитательные: воспитывать любознательность, уважительное отношение к природе и ее тайнам. Способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным.

Предварительная работа:

1.      Разучивание загадок, по теме “Дикие животные”;

2.     Дидактические игры “Четвертый лишний ”, “Дикие животные”;

3.     Рассматривание иллюстраций (дикие животные, забота человека о диких животных);

4.     Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» стр.27;

5.     Разучивание физминуток “ Как на горке снег», «Зайка»;

6.     Чтение стихотворения Маршака «Снежная страна».

Материал к занятию:

Презентация: «Следы диких животных»,  фонограмма музыки «В мире животных», карточки со следами диких животных, дидактическое пособие «По следам мышонка Пика», бассейн с песком.

Ход непосредственно образовательной деятельности: 

(Звучит музыка «В мире животных»)

Слайд №1.
Воспитатель:
Ребята, мы продолжаем с вами знакомиться с удивительным миром вокруг нас. Ушла осень, а вслед за ней пришла зима. Белым ровным слоем покрыл землю снег. Поля и лесные поляны теперь словно чистые белые страницы какой-то огромной белой книги. И кто ни пройдет по ним, расписывается: «Здесь был такой-то».

Слайд №2.

Днем идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром придешь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, черточек, точек, запятых. Только сложный узор различных следов на снегу говорит о том, что и зимой в лесу продолжается жизнь. Значит, точно тут были разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали…

Слайд №3.

Но кто был? Что делал? А чтобы нам не ошибиться,   чьи следы можно увидеть в лесу зимой я предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний»

Слайды№4.

            Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Лиса-кошка-собака- коза.
Медведь- кролик- лошадь- свинья.
Коза- овца- лошадь- лось.
Коза- кошка- свинья- заяц.
Белка-собака - коза-овца.
Свинья - корова-еж-лошадь.
Собака - кролик-волк-овца.

(Дети выбирают лишнее животное. Объясняют свой выбор).

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, каких животных вы выбрали.

Слайд№5.

Дети: Лиса- медведь- лось- заяц - белка- еж- волк.

Воспитатель: Как, одним словом мы можем их назвать?

Дети: Это дикие животные.

Воспитатель: А почему этих животных называют дикими?

Слайды №6.

Дети: Они живут в лесу. 

Воспитатель: Давайте, ребята,  немножко отдохнем, и сделаем веселую зарядку.

Физминутка «Как на горке снег» 

Как на горке снег, снег
(руки поднимают вверх)
И под горкой снег, снег
(приседают)
И под елкой снег, снег
(поднимают руки вверх, встают)
И под елкой снег, снег
(приседают)
А под елкой спит медведь
(изображают, как спит медведь)
Тихо, тихо не шуметь
(Грозят пальцем).

Воспитатель: Ну что ж, ребята, надо скорее разобрать непонятные знаки, прочесть таинственные буквы,    и в этом нам поможет лесная белая книга, которую принес знакомый мышонок Пик.

«Это – снежная страница.

Вот прошла по ней лисица,

Заметая снег хвостом.

Тут вприпрыжку по странице

В ясный день гуляли птицы,

Оставляя след крестом…

(С. Маршак)

Воспитатель:  А вот  кто и чем в ней писал, вы узнаете, отгадав загадки. 

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало-

Нет ни дыма, ни пожара.    (Лиса)

Слайд №7.

Воспитатель: У лисы очень тонкий слух. Она даже слышит, как под глубоким снегом в своих норках пищат мыши.  А еще у нее очень острый нюх.     

Зимой можно увидеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

Воспитатель: А вот и другой зверек пробежал по снегу.

 Хожу в пушистой шубе,         
Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)

Слайд №8.

Белка ловко перескакивает с дерева на дерево. В этом ей помогает длинный пушистый хвост. Он служит ей и как планер, и как парашют.

На снегу белка оставляет четкий отпечаток лап. От передних след маленький: две точки, и обе рядом. На эти короткие передние лапки белка опирается, а задние выносит далеко вперед и чуть в стороны. От задних лапок след длинный, вытянутый, с отпечатком тонких пальчиков.

Передними лапками белка работает, как руками: срывает шишки, берет орешки, подтягивает ко рту веточки с почками. Шишки – любимый зимний корм белок. 

Расскажите, как зимует белка?

Слайд №9.   

Дети: К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. К зиме белочка делает съестные припасы.     

Воспитатель: Можно ли увидеть следы медведя зимой в лесу? (ответы детей)

 Да, Напрасно было бы искать зимой его следы. Ведь, он залегает в берлоге еще до снега. Для него было бы гораздо опасней, если бы он стал делать это позднее. Ведь по следам было бы легко отыскать его берлогу.

                                 Физминутка «Зайка»

Зайка по лесу скакал,

(руки перед грудью)

Зайка корм себе искал.

(мелкие подскоки на двух ногах)

Вдруг, у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки.

(указательным и средним разведенными пальцами изображает ушки)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется.

(пугливо оглядывается)

Зайка путает следы,

Убегает от беды.

Прыгнул вбок и обернулся,

(скачет, бежит по кругу и петляет, затем на двух ногах – большой прыжок в сторону)

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок,

Чтоб найти никто не смог.

(свернулся в клубок)

                        Воспитатель: На снегу можно заметить следы самых разных животных. Но самое интересное скрыто от глаз: под снегом есть целые лабиринты с уютными закуточками, в которых прячутся от хищников и хранят свои съестные.

Конкурс следопытов «Чей след»

(Следы животных нарисованы на карточках. Дети по следу определяют, кому он принадлежит и показывают это животное в движении)..

Воспитатель:  В книге зимы каждый лесной житель расписывается своим почерком, своими знаками. Люди читают и разбирают эти знаки глазами. А как же еще читать, как не глазами?

А вот звери умудряются носом читать. Собака, например, понюхает буквы в книге зимы и прочтет: «Тут был волк» или «Тут пробежал заяц».

И  уж какой у зверей нос «грамотный» - ни за что не ошибется!

Кто чем пишет?

Звери все больше лапами пишут. Кто всей пятерней, кто четырьмя лапами, а кто копытом. Но, оказывается, не всякий в лесу расписывается попросту, некоторые – с хитростью.

Легко и просто разобрать и запомнить белкин почерк:

У мышей почерк хоть очень мелкий, а тоже простой, разборчивый. Вылезая из-под снега, мышь часто делает петельку и тогда уж бежит прямо, куда ей надо, или возвращается к себе в норку. Получаются на снегу длинные строчки двоеточий – одно от другого на одинаковом расстоянии:

..

..

..

Птичий почерк, сороки, скажем, тоже легко разобрать. От трех передних пальцев крестики на снегу, сзади от четвертого пальца – тире (прямая черточка),  слайд №10.

А вот разберись в волчьем да лисьем почерке! С непривычки сразу запутаешься.   слайд№11.

Лисий след похож на след маленькой собаки. Волчий след похож на след большой собаки. Это – азбука.

Читать строки волчьих следов особенно мудрено, потому,  что волк любит пускаться на хитрости, чтобы запутать свой след. Лиса так же хитра.

Когда волк идет шагом он аккуратно ступает правой задней ногой в след передней левой ноги, а левой задней – в след правой передней. Поэтому следы его ложатся прямо, как по веревочке, строчкой – в одну линейку.

Кто из животных так же путает свои следы?

Зайчик очень умный и хитрый. Просто так под кустик не спрячется – сначала петлять по снегу начнет, чтобы свои следы запутать (слайд№12)

Воспитатель: Ребята, а вы хорошо запомнили следы лесных обитателей? И не перепутаете их никогда? Тогда давайте поможем мышонку Пику определить по следам на снегу, кто же разрушил его дом?

 

Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» стр. 27

Развитие мелкой моторики. Работа с песком.

(Дети идут с педагогом к песочнице)

Воспитатель: Так как  снег в нашей группе растает, мы будем оставлять следы на песке. 

Посмотрите на меня, соедините три пальца вместе.

Раз-два-три - превратились в зайцев мы. Оставляют следы зайца.

Сделаем теперь кулачки.

Раз-два-три - а теперь медведи мы. Оставляют следы медведя.

А сейчас раздвинули широко указательный, средний и безымянный пальчики и тоже оставили след.

Молодцы! Чьи следы у вас получились.

Дети: (заячьи, медвежьи, птичьи)

Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие по зимнему лесу. Вам оно понравилось?

Спасибо вам, вы молодцы!

 

Тема: «Зимовье зверей. Кто как к зиме готовится»

Автор-составитель Т.А.Шашенкова

Основная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Цель занятия: формирование экологических знаний и представлений у детей дошкольного возраста. Обобщение  и расширение знания детей о диких животных.

Задачи занятия:

Образовательные:  

1. Вызывать интерес к познанию жизни лесных обитателей.

 2. Уточнить и расширить  представления об образе жизни лесных зверей в зимний период времени.

3. Формировать знания о взаимосвязи всего живого в природе.

 Развивающие:

1. Развивать речевое внимание, наблюдательность, умение делать выводы, рассуждать.

2. Развивать активный словарь детей, совершенствовать навыки  вопросно – ответной беседы.

Воспитательные:

1. Воспитывать любознательность, доброе, заботливое отношение к природе, умение заботиться о ней и ее обитателях.

Предварительная работа:

1. Разучивание загадок, поговорок по теме “Дикие животные”;

2. Дидактические игры “Назови семью животных ”, “Дикие животные”;

3. Рассматривание иллюстраций (дикие животные, забота человека о диких животных, зимний лес);

4. Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» стр. 24, 25;

5. Разучивание физминуток “Дикие животные”, «Белочка», пальчиковой гимнастики «Серый ежик»”.

Материал к занятию: иллюстрации  диких животных, зимнего леса, дидактическое пособие «По следам мышонка Пика».

Ход непосредственно  организованной деятельности: 

Воспитатель:

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла... (зима)

Скажите, о каком времени года эта загадка? (о зиме)

Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но, ведь, животные – это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие – это мы сейчас узнаем.

Наш знакомый мышонок Пик пригласил нас в гости, а кто знает, где живет мышонок? (ответы детей)

Значит, чтобы попасть к нему,  нам надо совершить путешествие в зимний лес. В этом нам помогут иллюстрации, глядя на них расскажите, каким мы увидим зимний лес.

 (Заслушивает короткие рассказы детей)

Вот мы и оказались с вами в зимнем лесу, посмотрите как красиво вокруг. 

 

Вот и лес стоит густой,

Качает нам всем головой,

Ветки ласково он тянет,

В гости нас зовет и манит.

Давайте же все вместе поздороваемся с лесом!

Дети:

Добрый день, наш зимний лес!

Полон сказок и чудес!

Мы красоту твою увидим

И никого здесь не обидим.

Воспитатель: Давайте все вместе вспомним как правильно вести себя в лесу? (в лесу нельзя шуметь, если громко кричать, то  можно напугать лесных жителей, так же в лесу нельзя бросать мусор, ломать ветки разводить костры)

Воспитатель: А  еще, ребята,  нельзя брать лесных зверей в руки, уносить их домой. А почему нельзя брать зверей? (они лесные жители, и им хорошо только в лесу). Молодцы,  ребята,  теперь мы знаем как нужно вести себя в лесу.

Скажите, как можно назвать животных, которые живут в лесу?  (дикие, лесные звери). Почему их называют дикими? (сами  добывают пищу, строят жилище, живут на воле.)

Дикие животные

С человеком не живут,

Постоянной помощи

От него не ждут.

А живут они в лесах,

На горах, в лугах, степях.

Сами пищу добывают,

Сами деток охраняют,

Строят прочное жилище,

Место сбора сами ищут.

Игра « Найди дикое животное»

(под музыку дети двигаются по залу, останавливаются и хлопают в ладоши, если  услышат название дикого животного).

Белка, свинья, еж, медведь, корова, волк, баран, лиса, лошадь, кошка, заяц.

Воспитатель: Зима - это не только красивое время года, но и  очень трудное, холодное, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Давайте все вместе побродим по лесу, может, кого - то и встретим?!

Ой, а кто это там промелькнул за кустами?

Рыжая плутовка

Спряталась под елкой

Зайца ждет хитрюга - та.

А зовут ее?  (Лиса)

Воспитатель: Где живет лиса? (у лисы есть дом – нора,  там она  спит, отдыхает, а затем охотиться начинает, и  там она может спрятаться от зимней стужи).

Воспитатель: Зимой лису спасает отличный слух. Она за много метров под снежным покровом слышит, как возятся полевки - грызуны. Лапы лисицы к зиме обрастают густой шерстью, так что торчат только кончики пальцев. Лиса зимой как бы в валенках, и лапки ее не мерзнут даже в сильные морозы.

А вот и еще один житель леса, вы его сразу узнаете, если отгадаете загадку

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

Воспитатель: А  где живет белка  и как она приготовилась к зиме? (белочка живет на дереве, в дупле и а на зиму меняет свою рыжую шубку на серую).

Воспитатель: Цвет шерстки она меняет для того, что бы ее трудно было заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть защищает от зимних морозов.

Физминутка « Белочка»

 

 Физзарядкой ей не лень                  (руки в стороны, вверх, в стороны, вниз)                                                                                                 

 Заниматься каждый день    

 С одной ветки, прыгнув влево,      (руки на поясе, прыжок влево )                                                                                                                                                    

 На сучок она присела                      ( присесть)
 Вправо прыгнула потом,                (встать, руки на поясе прыжок вправо)
 Покружилась над дуплом .            (покружиться на месте)

 Влево-вправо целый день              (руки на поясе, прыжки влево и вправо)

 Прыгать белочке не лень.

 

            Воспитатель: Послушайте, ребята,  еще одну загадку.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Кто это? (Медведь). 

Воспитатель: А  кто знает, где живет медведь? (Ответы детей).

 Он в берлоге крепко спит, и его нельзя будить.

 Медведь делает запасы на зиму? (Ответы детей)

А почему он не делает никаких запасов?  (Ответы детей)

Воспитатель: Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Надумает медведь спать укладываться, свернется калачиком и уснет до весны.

Воспитатель:  А кто еще спит зимой? Отгадайте загадку. 

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно... (ёжик)

Воспитатель:  А где он прячется? (в норе).

Воспитатель: в конце осени еж сворачивается в клубок и спит в теплой норке, устланной травой, листьями. Всю зиму он спит и запасов на зиму ему делать не надо, как белке. Но перед тем как залечь в спячку, еж осенью наедается, и у него под кожей накапливается жир. Поэтому он не голодает. Просыпается еж весной, когда станет тепло.

Пальчиковая гимнастика « Серый ежик».

                                            Я колючий серый еж,

                                            Длинные иголки.

                                            Я тебя не уколю,

                                            Я иголки уберу.

                                            А когда придет лиса,

                                            Покажу я их тогда.

Воспитатель: но совсем по - другому готовятся к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов.

Всех боится он в лесу:

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами… (заяц)

Воспитатель: а как же он готовится к зиме?

Дети: меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета – она белая.

Воспитатель: а как вы думаете, зачем заяц меняет цвет?

Дети: чтобы в снегу не было видно.

Воспитатель: у зайца много врагов: лиса, волк, сова  и филин.

Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Кормится заяц по ночам – так безопаснее.

- Как вы думаете, зайцы делают запасы на зиму? (Ответы детей)
Воспитатель: зайцы  не делают запасы на зиму. Зимой они грызут веточки, кору деревьев,  из - под снега достают корешки.

- А вот и следующий житель леса

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех … (волк)

Воспитатель: где живет волк?

Дети:  живет волк в логове

Воспитатель: этот хищник очень хитер и опасен.  Волка спасают ноги. Они отлично видят даже в темноте и прекрасно слышат.
Зимой волк почти всегда ходит голодный. Приходится трудно, не всегда может добыть себе пищу. Спит прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы..,

- Какую поговорку про волка вы знаете?

 Дети: «Волка ноги кормят».

            Воспитатель: это действительно так. Волк пробегает очень большие расстояния, чтобы найти себе пропитание.

Зимой у волков вырастает толстая теплая зимняя «шуба», шерсть становится теплее. Живут волки зимой стаями: волк, волчица и их выросшие волчата.
- А где же домик Пика, ребята, почему мы его еще не встретили? (ответы детей)

Воспитатель: Как у Пика, у мышонка есть огромная кладовка,

В ней он зернышки хранит, ест зимой, да сладко спит.

- Как вы думаете, ребята, норка мышонка безопасная под снегом, или до нее здесь могут добраться враги?

( Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» стр. 24-25)

Игра «Назови членов семьи животных»

- Я буду называть взрослого зверя, а вы – всех остальных членов семейства животных.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежата. (Дети имитируют движения каждого животного)

Лис – лиса, лисенок, лисята.

Волк – волчица, волчонок, волчата.

Еж – ежиха, ежонок, ежата.

Белка – белочка, бельчонок, бельчата.

Закрепление:

Воспитатель: мы с вами путешествовали по лесу, давайте  проверим, что вы запомнили:

-Каких зверей можно встретить в лесу зимой?

-Кто из зверей впадает в спячку?

-Кто делает запасы на зиму?

-Как готовятся звери к зиме, чтобы им не было холодно?

-Зачем заяц и белка меняют цвет шерсти?

-Как медведь утепляет свою берлогу?

-Как ежик готовится к зиме осенью? Молодцы, все запомнили. Теперь мы знаем, как зимуют дикие звери .Спасибо вам, ребята, мне с вами было очень интересно путешествовать.