Тема: «Редкие растения, занесенные в Красную книгу Кемеровской области»

 Автор-составитель Е.И.Мамонтова

Основная образовательная область:  «Познавательное развитие»

Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Цель: формирование у детей ответственности и доброго отношения к родной природе.

Задачи:

1.      Знакомить детей с Красной книгой, растениями, занесенными в нее,  правилами  поведения в природе;

2.     Развивать  диалогическую и связную  речь детей;

3.     Способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, формированию экологической культуры.

Предварительная работа:
1.Знакомство и заучивание  пословиц  и поговорок  о лесе, о природе;

2. Экологическая сказка «Борщевик – полезное, но опасное растение», «Кустик с черно-лиловым глазом»;

3. Разгадывание кроссворда «Угадай растение».

Оборудование:  видео клип “Живет повсюду красота»,  компьютер, проектор, видеоролик  «Растения Кузбасса занесенные в Красную книгу», разрезные картинки , «Красная книга Кемеровской области».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель:

Ребята! Сегодня  я предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда выполним все поставленные задачи.

Перед вами картинки, назовите, что на них изображено? (Растения, вода, солнце, воздух).

Как вы думаете, какая между ними связь?( Для того, чтобы растение могло расти ему  необходимы: тепло, свет, воздух, вода).

А  как вы думаете, что произойдет с растением , если убрать хотя бы одну из картинок?(оно погибнет). Почему? (ответы детей).

Видеоклип «Живет повсюду красота»

Воспитатель: Как прекрасны эти творения природы! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: многие из них занесены в Красную книгу и всем им угрожает исчезновение с лица земли.

Воспитатель: Послушайте одну историю

В тени больших деревьев, в густой траве притаился цветок – два больших листа овальной формы, а между ними, на одной высокой ножке, несколько маленьких колокольчиков. Это ландыш. Его цветки и листья узнаешь сразу.

Цветущий ландыш – украшение леса. Цветение его приходится на конец весны, начало лета. Но даже тот, кто любит этот цветок, не всегда знает,  что у него бывают и ягоды – самые настоящие красного цвета. Ягоды хорошо заметны, но не видят их люди потому, что интересуются ландышем только летом, когда он цветет. И несут букеты домой не задумываясь о том,  что придет время и нести уже будет нечего! И плачет ландыш красными ягодами о загубленных цветах.

Самая прекрасная, родная,
Разноцветная, веселая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете, 
Мы твои заботливые дети.
Но порой под нашими руками 
Красота твоя бесследно исчезает
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.

Слайд 1.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о Красной книге. Узнаем, что это за книга, для чего она нужна и зачем?

Кто знает, что такое красная книга? (ответы детей)

Слайд 2.

Воспитатель: Кра́сная кни́га — список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.

В Красную книгу Кемеровской области заносят виды растений и животных, которые постоянно или временно растут либо обитают в естественных условиях на определенной территории, и находятся под угрозой исчезновения. Виды животных и растений, занесенные в Красную книгу подлежат особой охране на всей отдельной взятой территории, которую охватывает конкретное издание Красной книги.

Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.

Слайд 3.

Воспитатель: Почему ее назвали Красной?

Красный цвет – сигнал опасности. Она как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им.

Слайд 4.

Воспитатель Если я сорву цветок, 
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты!

 Должны мы над цветами наклониться 
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе в  лицо им показать!

Физминутка: 
Выросли деревья в поле. 

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны) 
Каждое старается, 
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх) 
Вот подул веселый ветер, 
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками
Даже толстые стволы 
Наклонились до земли. (Наклоны вперед
Вправо-влево, взад-вперед – 
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад) 
Он их вертит, он их крутит. 
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем) 
Ветер стих. Взошла луна. 
Наступила тишина. (Дети садятся за столы) 

Воспитатель: Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя.  Познакомимся немного с содержанием Красной книги Кемеровской области.

Слайд 5.

Воспитатель: Исчезающие виды, спасение которых невозможно без специальных мер охраны, помещены на красных листах бумаги.

Слайд 6.

Воспитатель: Сокращающиеся, или уязвимые виды – виды, численность которых быстро сокращается. Сведения о них напечатаны на желтой бумаге.

Слайд 7.

Воспитатель: Редкие виды встречаются в небольшом количестве или на ограниченных территориях вскоре могут исчезнуть. Они занесены на белые страниц.

Слайд 8.

Воспитатель: На серых страницах Красной книги находятся сведения о малоизученных и редких видах.

Слайд 9.

Воспитатель: Восстановленные виды ранее были в одной из трех категорий, но их численность теперь благодаря охране восстановлена. Сведения о них напечатаны на зеленых листах.

Слайд 10.

Воспитатель: На черных страницах Красной книги занесены виды, которые уже никогда не будут существовать на Земле. Это результат варварского отношения человека к природе.

Слайд 11. 

Воспитатель: В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: охраны в заповедниках, заботы об их размножении. Красную книгу называют Документом совести человека. 

Слайд 12.

Воспитатель: Природа в опасности. Каковы же причины сокращения численности редких видов животных? Давайте назовем некоторые из них

Слайд 21.

Воспитатель: Мало кто задумывается над тем, что сорвав красивый цветок, можно стать звеном в исчезновении этого растения. Охотники за полезными кореньями спешат за наживой, не понимая, что угроза исчезновения - не шутка, это печальный факт. Многие считают, что нарвав красивый букет или набрав ведро грибов, не повлияют на сохранность вида. Но думают так многие, поэтому ведро не одно, а сотни, букетов тысячи. Красная книга Кемеровской области в первом томе рассказывает о растениях, которые, возможно, уже не увидят наши внуки. Солодка уральская, копытень европейский, водосбор сибирский, ирисы - это только капля в море наименований редких растений Сибири. С каждым годом их становится все меньше и меньше. Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области взывает прекратить варварское обращение с растениями и бесконтрольные сборы лекарственных кореньев.

 

Работа по дидактическому пособию «По следам мышонка Пика» стр. 13.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

 

Тема: «Зеленая аптека»

Автор-составитель Е.И.Мамонтова

Основная образовательная область:  «Познавательное развитие»

Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Цель: ознакомление и расширение  представлений детей о лекарственных растениях, какую пользу они приносят и можно ли их выращивать в домашних условиях.

Задачи:

1.Обобщить и систематизировать представления детей о лекарственных растениях, вызвать желание узнавать новые факты о них;
2.Развивать связную  речь,  расширять словарь за счет новой информации (ромашка аптечная, подорожник – путешественник, травники, медонос, ноготки, соцветия);

3. Учиться  устанавливать причинно – следственные связи;

4.Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лекарственным травам.

Предварительная работа:

1.      Опытно – исследовательская деятельность: выращивание рассады календулы на окне и уход за ней;

2.     Чтение экологической  сказки  «Маленькие путешественницы»;

3.     Разгадывание загадок о лекарственных растениях.

Оборудование: мяч,  звукозапись «Звуки природы», шапочки на голову лекарственных растений (крапива, подорожник, ромашка, мята), засушенные пучки крапивы, подорожника, ромашки, мяты.

Ход непосредственно образовательной деятельности: 

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро, 
При встрече здороваться «Доброе утро».
Доброе утро солнцу и птицам 
Доброе утро улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите хорошее настроение

Ребята я не вижу Женю, где он? 
          Дети: Он простудился,  кашляет. И сегодня остался дома.
          Воспитатель: Очень жаль, а как же нам уберечься и защититься от болезней? 
          Дети: Мы едим лук, чеснок, проветриваем группу, ходим гулять, едим витамины. 
          Воспитатель: А еще можно пить чай из лекарственных трав.

Как вы думаете,  какие травы называются лекарственными? Я предлагаю вам отправиться  в  путешествие, а именно в «Страну лекарственных трав».

Скажите, на чем можно путешествовать?
          Дети: на автомобиле, поезде, самолете, теплоходе и т.д.
          Воспитатель: Сегодня мы отправимся в страну лекарственных растений.  Готовы? Садимся в машину, поехали!
          Физминутка:

«Едем, едем на машине…»(движемся друг за другом по кругу, имитируем руль)
Едем, едем на машине, нажимаем на педаль,(имитируем руль, правой ногой нажимаем на педаль)
Газ включаем, выключаем, смотрим пристально мы вдаль.(поворачиваем кисти влево, вправо)
Дворники счищают капли: влево, вправо – красота!(указательными пальцами двигаем вправо, влево)
Волосы ерошит ветер, мы шоферы - хоть куда!


(Музыка звучит «Звуки природы)

            Воспитатель:
Лес как сказочное царство, 
там кругом растут лекарства. 
В каждой травке, в каждой ветке 
и микстура, и таблетки. 
Ну,  а чем и как лечить 
я смогу вас научить. 

           Воспитатель: Давайте больше узнаем о лекарственных растениях. Как вы думаете, почему они называются лекарственными? (их используют для лечения заболеваний). 
Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. 

Послушайте загадку: 
Растет зеленою стеной, 
Ее обходят стороной, 
Колючая и злая дива. 
А как зовут траву? (Крапива) 

(Выходит ребенок в шапочке Крапивы)
Правильно, ребята, я  сорняк.  Я  расту  у заборов домов, по обочине дорог. Стебель и листья покрыты жгучими волосиками. Чуть дотронешься до них - они обламываются и ранят кожу. Появляются волдыри, которые чешутся. Листья крапивы богаты витаминами, поэтому весной, пока нет свежих овощей, листья крапивы собирают и готовят их них зеленые щи. В медицине листья крапивы используют как кровоостанавливающее средство. 

(Угощает ребят пучком сушеной крапивы)

Воспитатель: Вот видите, какая полезная оказывается крапива.

А кто это еще там выглядывает?
Вдоль дорожек его встретишь, 
Ранки, ссадины излечишь, 
Сорвешь листочек осторожно. 
Кто нас излечит? (Подорожник) 

(Выходит ребенок в шапочке Подорожника)
 А вы знаете, почему меня  так называют? Я  расту около дороги, я  есть у нас на участке. У меня  крупные, блестящие листья. Они прижаты к земле. Сколько ни ходи по ним ногами, их не прижмешь и не притопчешь, потому, что лист у подорожника крупный. Это растение – доктор. Если мой  листок приложить к ранке, то он остановит кровь, убьет микробы и ранка быстро заживет.

(На прощание дарит ребятам пакетик   засушенных  листьев  подорожника)

Воспитатель: Спасибо за рассказ, Подорожник. Нам нужно продолжать наше путешествие.

Физминутка:

Мы садимся в самолет, отправляемся в полет(правой рукой пристегнули ремень).
Мы летим над облаками, машем папе, машем маме (руки расставлены в стороны, машем одной рукой).
Видим, как течет река, видим в лодке рыбака (рука у козырька, правой рукой показываем движение  волны, забрасываем удочку)
Осторожнее: гора! Приземляться нам пора!(снижаемся, руки в сторону, присели)


         Воспитатель: Стоят в поле сестрички - 
желтый глазок, белые реснички. Кто это? (Ромашки) 
 Как вы догадались?

(Выходит девочка в шапочке Ромашки)

Я расту  на лесных опушках, полянках, в лугах и на полях.  Меня употребляют внутрь как противовоспалительное и успокаивающее средство. При ангине моим  настоем полощут горло. При нарывах лечат раны, промывают глаза. Чай из ромашки помогает при болезнях желудка. 

Вот вам вязаночка засушенной  ромашки.

Воспитатель:
В жвачке, в пасте и в конфетах 
Вы найдёте травку эту. 
Холодит приятно рот, 
Запах чаю придаёт. (мята) 

(Выходит ребенок в шапочке Мяты)
Вот послушайте рассказ: 
Пошел как-то селянин свою пасеку проведать и вернулся домой хмурый, как туча. 
– Что случилось? – перепугалась жена. 
– Беда с нашей пасекой. Не то, что меду, пчел почти не осталось. Напал на них клещ злющий, от которого спасения нет. 
Опечалились селянин с женой – без денег, которые за мед выручали остались. Пошел селянин на базар, чтоб на последние деньги детям хлеба купить. Шел он, вдруг запнулся и выронил свою последнюю монету. Прикатилась эта монета прямо к старику, что торговал связанной в пучки какой-то пахучей травой. Поднял дедок монету селянина и говорит: 
- Хочешь, отдам тебе за твою монету пучок мяты? Есть в этом растении чудесное вещество – ментол. Мята и простуду прогонит, и колики в животе уберет, и сердце успокоит. – Я б хотел моим деткам не травы. А булок сдобных с базара принести, та нет у меня денег на них. Давай свою траву, может от нее хоть на сердце легче станет, – сказал селянин и взял пучок мяты. 
– Залей дома мяту кипятком и пей вместо чая, – посоветовал дедок на прощанье. 
Селянин так и сделал. Сели они всей семьей пить ароматный чай из мяты и видят, что над чашками пчелки вьются. Подлетела одна пчелка прямо к уху селянина и прожужжала: 
– Для нас мята – спасение. От ее запаха клещи вредные замертво падают. 
Обрадовался селянин и положил в каждый улей тряпочку, смоченную в мятном настое. Вскоре в ульях не одного клеща не осталось. Пчелы выздоровели и меду наносили. 
Селянин за мед деньги выручал и больше беды не знал. А я вам приготовила гостинец, пучок засушенной мяты к чаю.

         Воспитатель: Ребята, а где же нам приобрести эти чудесные травы?

Правильно. Их можно собрать или купить в аптеке. Необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила, какие? 

 

Работа по дидактическому пособию «По следам мышонка Пика»

стр. 11 – 12, 14.

(Дополнительный материал для педагога)

1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых. 
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. 
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. 
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок. 
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце. 
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем. 

Воспитатель: Давайте встанем и поиграем в игру «Я мяч бросаю, а ты лови и правильно говори! » ( Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задаёт вопросы детям). 

Воспитатель
: Что такое лекарственное растение? 
Дети: Растения, которые лечат разные болезни. 
Воспитатель: Для чего используют лекарственные растения? 
Дети: Для лечения разных болезней, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст. 
Воспитатель: В какую погоду собирают лекарственные растения? 
Дети: В сухую, солнечную погоду. 
Воспитатель: Почему подорожник так назвали? 
Дети: Потому что он растет вдоль дорог. 
Воспитатель: Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог, около домов? Почему? 
Дети: Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно. 
Воспитатель: Где можно собирать лекарственные растения? 
Дети: Можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках. 
Воспитатель: Почему растение мать – и – мачеха так назвали? 
Дети: Потому что листочек с одной стороны гладкий, холодный, как мачеха, а с другой - мягкий, теплый, как мать. 
Воспитатель: Что делают из лекарственных трав? 
Дети: Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло. 

Воспитатель:- Чай, с какими лекарственными растениями вы пьете дома всей семьей?

А я хочу угостить вас настоем шиповника. Он богат витамином С, укрепляет иммунитет, борется со всеми болезнями. 

Тема: «Правила поведения в природе. Экологические знаки»

Автор-составитель: И.Ю.Пушкарёва

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Цель:  формирование у детей экологической культуры, системы ценностных отношений к природе.

Задачи:

1. Развивать познавательный интерес к миру природы;

Формировать основы экологической культуры и культуры природолюбия,  освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;

Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Оборудование: запрещающие знаки в природе, презентация «Правила поведения в природе», аудиозапись «Голоса леса», «Журчание ручейка», песня «Лето» исп. А. Арсеньев, песня «Мы идем на радугу» исп. «Непоседы», трафареты цветов,  капсулы от киндер - сюрпризов, пластилин черного и белого цвета, бытовые отходы, 2 корзины.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня отправится в лес. Вы хотите побывать в лесу? Тогда повернемся друг за другом и пойдем по тропинке в лес.

Звучит песня «Мы идем на радугу»  (Дети идут друг за другом)

Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. Как хорошо в лесу, красиво, чистый воздух, пение птиц успокаивает и радует слух. Послушайте, как в лесу поют птицы.

Звучит запись «Голоса леса».

Воспитатель: В лесу есть свои правила и законы сохранения порядка в природе.  Животные все их соблюдают, а вот человек иногда их нарушает. А вы знаете правила поведения в лесу? Давайте их повторим. Я буду вам говорить, как ведут себя некоторые люди в лесу, а вы будете определять правильность ответами «Да» или  Нет».

 

 1.На полянке посидели,

Все попили и поели,

А потом пошли домой —

Мусор унесли с собой!

 Правильно? (Да)

2.Можно по лесу гулять Ветки с дерева ломать? (Нет)

3.Девочки цветочки рвали

 И в веночки заплетали.

А полянка вся пуста —

Не осталось ни цветка!

Правильно? (Нет)

 4.Можно уходя домой,

Уносить ежа с собой? (Нет)

 5.Дети по лесу гуляли,

Не шумели, не кричали,

 Ягоды собрали,

 Кустик  даже не сломали!

 Правильно? (Да)

Воспитатель: Молодцы. Подружиться с Природой, понять и полюбить её помогут тебе весёлые сказочные герои “Эколята” – друзья и защитники природы.

Эколята это малыши-жёлуди Тихоня, Умница, Шалун и их подружка Елочка. Шалун - Это братишка-желудь. Он любит веселые игры, которых знает великое множество. Шалун все время стремится узнать что-то новое и неизвестное. Умница много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому,  что любит читать. Нет-нет, только не надо думать, что она всегда поступает правильно и знает ответы на все вопросы. Просто из всех малышей она самая старшая, и это всё объясняет. Тихоня и вправду довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Но это нисколько не мешает ему всячески поддерживать старшего брата – Шалуна – не только во всех его проказах, но и полезных делах. А ещё Тихоня очень любит цветы, поэтому перед домиком  он разбил чудесный цветник. Елочка - подруга малышей-желудей, она – веселая и общительная. Она часто заходит к малышам в гости, чтобы поиграть, поговорить о том, о сём. Они родились в лесу, знают про него всё или почти всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. Конечно, как и все дети, они иногда любят пошалить. Они берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях. Они помогут детям ближе узнать природу, подружиться с ней и полюбить её.

Воспитатель: Что это за шум? Кажется, кто-то зовет на помощь.

Эколята : Помогите! Помогите! (вбегаютЭколята )

Воспитатель: Познакомьтесь, ребята - это мои друзья,  Эколята.

Что случилось?

Умница: В лесу беда случилась,

Ёлочка: Вокруг всё изменилось,

Тихоня: Птицы не поют,

Шалун: Цветы не цветут, речка не журчит….

Воспитатель: Ребята, давайте поможем нашим друзьям  Эколятам спасти лес! Согласны? Тогда в путь!

Звучит аудиозапись «Звуки природы – утро в лесу»

Воспитатель: Мудрый лес, добрый лес

Полон сказок и чудес.

Мы идём на помощь к вам,

Рады мы помочь друзьям.

Ждут нас на лесной опушке

Птички, бабочки, зверюшки,

Паучок на паутинке

И кузнечик на травинке!

Как вы думаете, о чём поют птицы? (о солнышке, о травке, о листве, о голубом небе, о лете)

Вот мы с вами на лесной поляне. Посмотрите, какая грязная поляна, что же здесь произошло?

Звучит запись (голос за кадром)

Притоптали меня травушку,

Притоптали меня зелёную

Да всё детушки.

Да всё малые.

 В зелёном лесу гуляли, да цветы красивые срывали!

            Ёлочка: Люди мусор раскидали,

За собою не убрали,

Все цветы завяли,

Бабочки пропали…

Воспитатель: Ребята, давайте наведем порядок на поляне, и тогда снова полянка расцветёт, и на неё прилетят красивые бабочки!

Игра-соревнование «Кто быстрее»

(На полу разбросаны бытовые отходы: капсулы от киндер - сюрпризов, пакетики, палочки, баночки и др. Дети делятся на 2 команды, и каждая команда по сигналу ведущего собирает в свою корзинку бытовые отходы)

 

Работа с дидактическим пособием « По следам мышонка Пика» стр.9

Тихоня: А еще в лесу засорился ручеек. Зверям даже воды попить негде.

Воспитатель: Ребята, как же нам помочь?

 Да, правильно. Нужно научить Эколят,  очистить воду. Но фильтра у нас нет, но мы его можем сделать из природного материала,  который находится вокруг нас.

Опыт: «Очистка воды».

            Воспитатель: Ребята, есть метод очистки воды - это очистка песком и камешками. Почему вода из родника, которая проходит под землей через толщу грязи и песка, не только не загрязняется, но и становится кристально- чистой? Давайте я сейчас покажу, как можно очистить воду.

 Посмотрите, я набрала воду из загрязненного родника.  Какая вода? (грязная).

 Возьмем воронку, поместим в нее песок и будем медленно выливать загрязненную воду (В нее мы положим бумажки мелкие палочки).

 Что происходит с водой? Где остается мусор?  (мусор остается наверху песка, а вода проходит сквозь него).

Воспитатель: Сделаем вывод, что делает песок и камешки с водой? (песок водопроницаем, может пропускать воду и очищать ее.

Эколенок: Спасибо, научили как очистить воду в ручейке. Давайте послушаем, как весело зажурчал ручеек!

            (Аудиозапись «Журчание ручейка»)

            Воспитатель: А теперь я предлагаю вам посмотреть интересные картинки о правилах поведения в природе (на экране интерактивной доски появляются изображения о бережном отношении к природе).

Воспитатель: Вот и подходит к концу наше путешествие по лесу, вы хорошо потрудились,  помогли лесным жителям, а сейчас давайте повторим правила поведения в лесу.

1ребёнок: В лесу порядок такой: Посидел — убери за собой!

2 ребёнок: Муравейники не трогай, Проходи своей дорогой!

3 ребёнок: Ты деревья не ломай И цветы зря не срывай!

4 ребёнок: Нельзя в лесу шуметь, кричать, Зверей из леса забирать

5 ребёнок: Костёр надумал разводить, Ты не забудь всё потушить, Тут до беды не далеко, Тушить пожары нелегко!

Эколята: Спасибо вам ребята! Вы настоящие друзья, которые готовы прийти на помощь. Мы верим. Что вы никогда не поломаете деревце, не наступите на жучка, не разорите гнёздышка…

И тогда для вас награда —

Птицы, звери — все вам рады!

Бабочки порхают,

 Цветочки расцветают,

Спеют ягоды для вас,

Приходите, в добрый час!

(Воспитатель обращает внимание – на интерактивной доске появляются опять пейзажи с природой в лесу)

            (Звучит красивая музыка)

Воспитатель: Как красиво запели птицы в лесу, они рады, что вы помогли своим друзьям. Вот и пришла пора прощаться с нашими друзьями, нам нужно возвращаться в детский сад.

Возьмемся за руки друзья,

И по тропе лесной,

Отправимся к себе домой.

Тема: «Как растут растения? Полевые цветы»

Автор-составитель Е.И.Мамонтова.

Основная образовательная область:  «Познавательное развитие»

Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие».

Цель: обобщение  представления  детей о росте и развитии растений,   связи между  ростом растений и их потребностями в различных условиях среды.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием  "полевые цветы": где растут, видовое разнообразие, зачем и кому нужны;

2. Воспитывать бережное отношение к полевым цветам, к  родной природе и  окружающему миру;

3.    Расширить знания об условиях необходимых для роста и развития растений. 

Предварительная работа:
1.  Беседа «Зачем растениям нужна  вода, солнце, земля».
2. Наблюдение за ростом лука в земле, в воде.
3.  Рассматривание цветущих растений.
4. Чтение рассказа  Льва Толстого «Какая бывает роса на траве.

Оборудование: модель цветка, карточки с изображением солнца, воды, земли, ноутбук, видеоролик «Полевые цветы», дидактическая игра «Что есть у растения», звукозапись «Звуки природы», спокойная мелодичная музыка.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

(Дети играют в группе, воспитатель предлагает подойти к уголку природы и просит помочь полить и прорыхлить землю в горшках  комнатных растений)

Воспитатель: Ребята, назовите мне растения, которые живут в нашем уголке природы? ( сансевьера  (щучий хвост),  фиалка, алоэ, бальзамин,  бегония.

А как их можно назвать, одним словом?Какие это цветы?(комнатные).

Почему их называют комнатными?(Они растут в помещении и за ними ухаживает человек)

 Без чего цветы не могут расти? (Цветам нужна почва).

 Объясни  для чего?(Почва, в которой находятся корни, обеспечивает цветы питательными веществами.)
-Выбери, (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.

(Ребёнок берёт карточку с изображением горшочка с почвой и прикрепляет на доску).
Еще, что нужно для роста цветов? (Вода поит растения, умывает их.)
Выбери, (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.
Без чего цветы не могут расти? (Без солнца. Солнце согревает растения, даёт им тепло.)

Возьми, (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.

Кроме всего этого  растениям необходимы: уход, забота и любовь, которые способствуют росту, цветению и красоте растений!

Физминутка(под спокойную мелодичную музыку):

Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)

(Звучит музыка «Звуки природы»)

Воспитатель: Ребята закройте глаза и прислушайтесь.Что вы слышите?(щебетание птиц, жужжание шмеля, шорох листвы…)

 Представьте, что мы с вами оказались на полянке. Вокруг нас бескрайние просторы и множество цветов и трав.

(Видеоролик «Полевые цветы»)

Воспитатель: Как хорошо на летней полянке! Среди зелёной травы пестреют яркие душистые цветы. Над ними порхают разноцветные  бабочки,  стрекозы, мохнатые пчёлы. Насекомых привлекает  яркая окраска лепестков и исходящий от цветов аромат. Природа наделила их не  только красотой, но и выносливостью: они не требуют ежедневного полива, им достаточно редкого дождика, их не нужно сажать, семена разносят в разные места насекомые на своих лапках, животные на своей шерсти,  ветер. Эти цветы  кормят нектаром насекомых.

Как,  одним словом назвать цветы о которых рассказывается в видеоролике?(Цветы, растущие на лугах, полях, называются полевыми).

Дидактическая игра  «Что есть у растения?» (дети парами собирают полевой цветок из разрезных карточек с изображением частей цветка и должны угадать его название).

Назовите,  какой цветок у вас изображен на картинке?(ромашка, колокольчик, василек, медуница…)

Ребята, цветы которые вы собрали из разрезных картинок , выращивают дома? (нет).

Значит,  это какие цветы? (полевые)

Давайте посмотрим, что есть, какие части имеет полевой цветок и зачем это ему нужно (по модели):

·         корень – находится в земле, всасывает из земли воду и вкусные полезные витаминки для роста своего цветка (питательные вещества)

·         стебель – по нему передается к листьям и цветку вода и питательные вещества

·         листья – когда светит солнце, листья вбирают в себя энергию солнечного света, внутри листочка она превращается в сахаристые питательные вещества, необходимые растениям для роста.

·         цветок – весной на зеленых стебельках раскрываются душистые цветы. В чашечке цветка  хранится сладкая капля нектара (сладкого сока), за которой к цветам летят насекомые.

·         нектар – сладкий сок цветка. Если нектар запрятан глубоко внутри цветка, к нему летят насекомые с длинным хоботком (бабочки, пчелы, шмели).

А если нектар спрятан близко, то к такому цветку летят жуки и мушки, у них хоботок короткий.

-  Как же насекомые находят сладкий нектар? Они очень хорошо видят цвета и узоры на цветках и чувствуют далеко ароматный запах цветка. Бабочки любят красные, а пчелы хорошо видят желтые, синие, фиолетовые цветы.

 Вот и получается, что цветы "подзывают" и кормят бабочек, шмелей, пчел, мотыльков вкусной пыльцой и сладким нектаром, а те опыляют их.

ОПЫТ: объяснить детям, что ноги, лапки насекомых покрыты мелкими пушистыми волосинками, похожие на ощупь на ватный тампон. К ним легко пристает мелкая пыльца, похожая на грифель от карандаша (натереть грифель цветных карандашей и ватный тампон)

- Как мы должны относится к полевым цветам?  Можно ли наступать на цветы на поляне? (Нет, так как у цветка сломается стебелек и он погибнет, в цветке могут жить или питаться насекомые и мы сломаем не только цветок, но и раздавим крошечное насекомое)

 

Работа по дидактическому пособию «По следам мышонка Пика»

 (стр.10 – 11)

Воспитатель: Ребята, мы сегодня много узнали нового,  и я думаю, что вы теперь еще внимательней и бережней будете относиться к окружающей природе.

Тема: «Зачем нужно беречь водоемы?»

Автор-составитель: И.Ю.Пушкарёва

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитание защитников природы, формирование  экологических знаний о водоемах.

Задачи:

1. Пополнить знания о воде и о том, как человек ее использует, рассмотреть причины загрязнения водоемов;

2. Развивать любознательность, мыслительную деятельность, интерес к познавательной деятельности;

3. Воспитывать интерес к окружающему миру, любовь к природе, культуру поведения в местах отдыха на фоне природы.

Предварительная работа:

1.      Беседы, расширяющие знания о состоянии воды;

2.     Заучивание загадок, стихов;

3.     Создание презентации о реках Кузбасса;

4.     Чтение экологической сказки «Сохраняя воду, сохраняем жизнь!», «История одной Капли» (грустная сказка о воде);

5.     Рисование картин природы с изображением водоема.

Словарная работа: газообразная, морская вода, морская соль, испарение,  талая вода, парообразное состояние, водоемы Кузбасса, очистные сооружения.

Материалы и оборудование:

Стаканчики с водой в трех состояниях: вода, лед, кипяченная вода;

Схема; «Как вода попадает в дом»;

Глобус;

Плакат: «Круговорот воды в природе»;

Дидактическая игра-физкультминутка «Круговорот воды в природе»;

Дидактическая игра; «Волшебный глобус».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель. Ребята, я хочу загадать вам загадку:

Она и в озере,

Она и в лужице,

Она и в чайнике у нас кипит,

Она в ручейке бежит, журчит.

-Что это?

Дети: вода.

Воспитатель: Верно, это вода. Сегодня на занятии мы будем говорить о самой обыкновенной, и в то же время необыкновенной воде, воде волшебнице.

И сугроб, и снегопад –

Белоснежный водопад,

Капля в чашечке цветка,

Кучевые облака,

То туман в осенней мгле,

То узоры на стекле,

То сосульки, то капели,

Что весною зазвенели,

Иней хрупкий ледяной,

Что укрыл леса зимой,

В лужице осколки льда –

Это все вода, вода!

Воспитатель: Расскажите о воде, какая она? (прозрачная, не имеет запаха)

 Правильно, она прозрачная, жидкая. Может быть холодной и горячей. Не имеет запаха. Она может находиться в 3-х состояниях: жидком, твердом и газообразном. Давайте это проверим?

 (Воспитатель показывает детям наглядно воду в ее трех состояниях: вода, лед, кипяченая вода. Дети рассматривают, вместе с воспитателем делают выводы).

Воспитатель: Как вы думаете, а много ли воды на земле? (да).

Давайте посмотрим на глобус.

Воду на глобусе  обозначают синим цветом. Много ли это? (да)

А кому нужна вода? (Растениям, птицам, животным, рыбам, людям).

А нам в детском саду нужна вода? (Да).

А для чего нужна вода в детском саду? ( Чтобы умываться, поливать и купать комнатные растения, стирать белье, мыть полы, посуду, готовить на кухне обед).

Все правильно ребята! Какие вы молодцы! Вода нужна людям не только, чтобы утолять жажду, но и содержать в чистоте себя и свое жилище.

Проводится игра – физкультминутка «Круговорот воды в природе»

(Выбирается один ребенок на роль солнышка, а остальные ребята становятся маленькими капельками. Воспитатель играет роль большой реки, куда впадают ручейки).

Воспитатель: У воды великая забота – поить всех обитателей Земли. Без воды не сделаешь очень многих простых дел, воду ничем не заменишь.

Откуда же мы берем воду? (из  крана).

Ребята, хотите узнать, как в наше время вода попадает к нам в дома?

Возможность умываться, купаться в ванне под душем, пользоваться водопроводом – это великое благо. Чтобы из крана всегда лилась чистая вода, многие люди вкладывают большой труд. Дело в том, что в реки и озера попадают грязные стоки, поэтому вода в них  перестала быть чистой. И наша река Чумыш - не исключение, поэтому воду стали качать  из земли специальными насосами, а затем тщательно ее очищать.

 «Как вода попадает в дома», беседа по схеме.

Воспитатель: Бежит вода, струится

И прямо в домик твой.

К ней надо относиться,

Как к ценности большой.

Коль зря течет вода,

Кран закрой, а то беда!

Вода совершает такой долгий путь, прежде чем попасть к нам в дома, так много людей вкладывают свой большой труд, чтобы нам было комфортно, поэтому нужно бережнее относиться к воде и не оставлять кран открытым надолго.

Воды на земле - очень много, но, не смотря на это, воду нужно беречь!

Многие производства загрязняют реки. Вода становится мутной, в ней гибнет все живое. По берегам засыхают деревья и кусты, и река медленно умирает. Чтобы этого не случилось каждое производство должно строить специальные очистные сооружения. 

Но причиною загрязнения рек становятся не только заводы и фабрики.

Вот послушайте небольшой рассказ.

(Воспитатель читает рассказ детям «Как люди речку обидели»).

     Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили в гости. «Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада», - говорила Речка. Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и пришлось их выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. И еще он раздавил большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты, бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.

     Когда гости ушли, голубая Речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости. 

Воспитатель: Ребята, какой была Речка до прихода Костиной семьи? (голубой, чистой, прозрачной).

Почему она посерела и погрустнела после того, как папа, мама и Костя отдохнули на ее берегу? (Потому что они оставили после себя много мусора, убили многих обитателей речки).

Воспитатель:  Как вы считаете, почему нельзя так поступать? (Нельзя  загрязнить речку. Могут погибнуть рыбы).

Река- это живое существо, у нее много жильцов, она никогда не стоит на месте, все время движется, течет. Нужно относиться к реке с уважением, беречь ее, и всех ее обитателей!

Работа по дидактическому  пособию  « По следам мышонка Пика» (стр. 7 - 8)