Конспекты непосредственно образовательной деятельности по финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте

Тема:  «В гостях у Рублика и Копейки»

Образовательная область:  «Познавательное развитие»

Формы организации: коллективная деятельность

Цель: Знакомство  детей с историей возникновения денег

Задачи:
1. Познакомить детей  о возникновении денег, дать понятие «рубль», «копейка»;

2. Учить  на практике  осуществлять процесс обмена. 
3. Развивать экономическое, логическое и нестандартное мышление, речь, кругозор;
4. Воспитывать уважение к труду людей, бережное отношение к деньгам.

Материал и оборудование: видео подборка слайдов, картинки с изображение предметов для игры «Обмен», «золотые монетки», деревянные палочки для выполнения рисунка на «золотых монетках», шапочки китайские для мальчиков и шляпки для девочек, карточки с вырезанными трафаретами ироглифов, кошельки маленькие с монетками и купюрами, большой кошелек-сумка.

Предварительная работа: Беседа по теме «Машина времени», знакомство с китайской культурой, музыкой. Чтение рассказа о сакуре. Изготовление «машины времени».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

(Дети заходят в групповую комнату).
Воспитатель. Ребята посмотрите,  что это такое (обращает внимание на большой сумку -кошелек). (Ответы детей)

 Правильно, это кошелек. Какой необычный, большой. Какая-то загадка! Скажите, а для чего служит кошелек? Как люди его используют?
Дети. В нем хранят деньги (или в него складывают деньги)
Воспитатель. Правильно, кошелек используют для денег. Давайте откроем кошелек и посмотрим, что в нем. (воспитатель открывает кошелек и в это время на экране появляется монетка)
Видео обращение:
- «Здравствуйте ребята, я золотая монетка и я очень хочу попросить вас мне помочь, мне так хочется понять, как же я появилась на свет, что было раньше? У меня есть пульт управления от машины времени и если вы не побоитесь и отправитесь со мной в путешествие, я буду вам очень благодарна»
Воспитатель. Ребята поможем монетки, отправимся с ней в путешествие?
Дети. Да.
Воспитатель. Ребята, сейчас мы с вами отравимся в прошлое и узнаем, откуда появились  деньги и наша монетка.
Дети заходят в «машину времени» берутся за руки.
Воспитатель. Мы оказались в древнем мире.
Было время, когда человечество, еще не знало, что такое деньги. Это был древний мир. Люди просто обменивались полезными необходимыми вещами.
Деньги заменяли ракушки, кольца, шкуры животных, фигурки из слоновой кости, бусинки, камешки. Гончары менялись кувшинами и горшками, земледельцы - зерном и маслом, скотоводы – шерстью, мехом. Так люди обменивались различными предметами своего труда.
Дети, посмотрите, как было неудобно обмениваться друг с другом без  денег. Нужно было носить какой-то товар с собой, чтобы обменяться. Это было тяжело, занимало много места, в карман не положить, как деньги. Давайте и мы с вами как первобытные люди попробуем справиться без денег и будем менять один товар на другой. 
ИГРА «ОБМЕН»
Воспитатель.
Дети мы разделимся на три команды, и каждому из вас я раздам медальки с изображением товара, которого у вас нет, но вы очень хотите его у кого- нибудь выменять.

В руках у вас  карточки с изображением товара который у вас есть, и  вы должны постараться так произвести обмен, чтобы получить нужную, необходимую вам вещь. (дети играют) 
Воспитатель. Понравилось вам обмениваться своим товаром? 
Получили желаемый результат?
Какие вы молодцы справились с задачей и обменяли один товар 
на другой. Состоялся ОБМЕН.
Ребята наша машина времени включилась, скорей отправляемся дальше в путешествие.

Воспитатель. Дети, мы оказались с вами в Древнем Египте, Междуречье.

Именно в Древнем Египте  изобрели заменитель вещи, на которую будет обмениваться нужный товар - первые в мире деньги.
Первые деньги были каменными. Тогда деньги существовали лишь в виде монет разной формы, размера. Деньги могли быть квадратными, удлиненными, полукруглыми и, конечно же, круглыми. Их можно было не только держать в кошельке, но и носить на шее. Деньги изготавливали из драгоценных металлов - золота, серебра, делали медные, бронзовые монеты. И рисунок наносили на монетки, какой угодно. Но это были драгоценные металлы и люди стали чеканить деньги из метала. 
Так появились металлические деньги- МОНЕТКИ. 
Кстати, когда монеты начали чеканить в Российской империи, то на монетах, выдавливали три, пять точек, так как население было неграмотным и не могло прочитать, какая это монетка.
Практическая работа. (работа за столами)
Воспитатель.
Давайте и мы попробуем нарисовать монетки, как это делали в древности, будем мастерами. Берем палочки и по «металлу» выдавливаем нужный рисунок. Это могут быть точки, или различные элементы.

Воспитатель. Вот и мы с вами изготовили монетки, на которые мы нанесем свой  неповторимый узор. 
Справились с заданием, скорей отправляемся дальше в путешествие.

Воспитатель. Ребята, а сейчас  мы с вами посетим   древний Китай. 
Дети надевают китайские шапочки.
Рассказ воспитателя. У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают много места. И поэтому люди обратили внимание на бумагу. Так впервые появились на свете бумажные деньги.
Появились они в Китае, 812 году н.э. Сначала они были очень большого размера, как лист бумаги. Причина появления бумажных денег в Китае довольно проста: на территории Китая не хватало полезных ископаемых золота, серебра, то из чего делали монеты, поэтому для изготовления денежных средств использовалась бумага, которая производилась из коры тутового дерева. А расписывались бумажные деньги иероглифами - китайскими буквами. 

Физминутка.
Звучит китайская мелодия
Что за волшебная музыка звучит, она нам позволит превратиться в:
• Красивых птиц;
• Деревья, которые качаются на ветру;
• Сакура- вишневое дерево распускающая свои цветы;
• И засыпающая белая птица, складывающая свои крылья;
• Вода, бегущая в ручье.
И наш волшебный ручей привел нас в китайскую мастерскую.
«Китайская мастерская» 
Воспитатель.
Каждому из вас я приготовила заготовки для росписи, и вы,

как это в древности делали китайские мастера, должны кистью закрасить трафарет образца иероглифа (дети работают за столами). Звучит китайская мелодия.
Воспитатель. После того как первые европейцы посетили Китай, в Европе и в других странах, постепенно, большой популярностью стали пользоваться бумажные деньги, использование которых было намного более удобным, чем металлических монет.

 Дети покажите, как вы выполнили свою работу китайских мастеров.

( Дети вынимают образцы. Каждый иероглиф имеет свое значение, у Сережи - счастье, Кати - Солнце, Даши –Достаток).

Воспитатель. А сейчас мы с вами возвращаемся на нашу «машину времени»,  она нас перенесет в детский сад.

(Дети видят,  в машине времени появились маленькие кошельки).
Воспитатель. Что за волшебство! Ребята, заходите в машину времени и возьмите кошельки в руки. Интересно, что же в кошельках!  Это наверное, Копеечка нам сюрприз приготовила. 
Мы вернулись назад в наше время (в кошельках рубли).
Ребята, мы вернулись в наше время и что мы видим.
(На экране появляются картинка с изображение Москвы, Кемерово, Киселевска)
Воспитатель.Ну вот,  это наша страна. Как называется страна в которой мы живем? Мы знаем, что в каждой стране есть свои деньги и называются они по-разному.  В нашей стране деньги называют - РУБЛИ.
Как называются деньги в нашей стране?
Дети: Рубли.
Воспитатель.  А вы знаете, что слово РУБЛЬ произошло от слова РУБИТЬ.
Давайте откроем свои кошельки. Что в кошельках?
Дети достают монетки-копеечки.
А это металлические деньги – монеты - и называем мы их КОПЕЙКОЙ. Почему копейка, да потому, что на монете изображен всадник с копьем.
(Дети достают монеты, рассматривают).  
Дети, а бумажные деньги есть в вашем кошельке?

Дети.  ДА
Воспитатель.  Бумажные деньги называем купюрой.  

Дети, какие мы молодцы. 
Мы выполнили задание нашей «золотой» копеечки. Узнали всю историю ее появления. И даже поучаствовали в ней.

МОНЕТКА. Дети, вы выполнили  мою просьбу, узнали историю моего появления.
Дети. Да.
• Как люди жили, когда не было денег? 
Дети. Люди менялись товаром, осуществляли обмен.
• Какими были самые первые деньги?
Дети. Каменные, золотые, железные.
• Какую форму они имели?
Дети. Круглую, квадратную, полукруглые, продолговатую.
• В какой стране впервые придумали бумажные деньги?
Дети. В Китае.
• Как называются бумажные деньги?
Дети. Купюры.
• Как называются деньги в нашей стране (России).
Дети. Рубли.
• Спасибо огромное ребята, теперь я знаю историю своего появления, загляните еще раз в «Большой кошелек»
Дети открывают «Большой кошелек» и достают шоколадные монетки - СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ от Монетки. 

 

Тема: «Друзья рублика. Деньги разных стран» 

Образовательная область:  «Познавательное развитие»

Формы организации: коллективная деятельность

Цель: Знакомство  детей с иностранными денежными средствами, с понятием  «валюта».

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «валюта», с денежными знаками других стран (на примере доллара, евро, марки, франка);
  2. Расширять активный и пассивный словарь, закреплять понятия «деньги», «купюра», «монета»;
  3. Развивать устную речь, наблюдательность, наглядно- образное мышление;
  4. Воспитывать бережное отношение к деньгам, умение работать в коллективе.

Материал и оборудование:  коробка с купюрами (рубли и валюта); изображения валюты: доллар, марка, франк, евро; листочки бумаги формы купюры по количеству детей, цветные карандаши; мольберт, доска.

Предварительная работа: Чтение сказки «Приключения Буратино»,  стихотворение Ш. Галиева «Три копейки на покупку», Просмотр мультфильма «Утиные истории».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель. Ребята, давайте сядем все красиво. Сегодня мы с вами снова узнаем много нового и интересного. 

Дети, разгадайте  загадку и вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.

В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (Деньги)

- Верно, молодцы!

(Раздается стук в дверь.  Воспитатель открывает дверь, ему  передают коробку)

Воспитатель. Дети, нам кто- то прислал коробку.

Читает: «Детям детского сада «Лучик»

из страны дураков от Буратино».

Ой, как интересно! Посмотрим что в ней? (да!)

(Воспитатель достает только рубли, а валюта пока остается в коробке)

Воспитатель. Ребята, смотрите, что же это такое? (показывает купюры)

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, это деньги. Как называются российские деньги? (ответы)

Верно, посмотрите, здесь купюры достоинством 50, 100, 500 и 1000 рублей

(показывает поочередно)

Скажите, зачем людям нужны деньги? Мы можем без них обойтись?

(ответы детей)

Воспитатель. Ребята, а как называются бумажные деньги? (ответы)

 А какие еще бывают деньги, кроме бумажных и как они называются? (ответы детей)

Воспитатель. Верно, молодцы!

(Работа с пословицами)

Воспитатель. Ребята, послушайте пословицу про деньги:

 Деньги - не грибы и зимой не растут.

 Как вы это понимаете? (Ответы детей)

Воспитатель. Правильно, деньги зарабатывают взрослые своим трудом и просто так их никто не дает. Давайте повторим эту пословицу (воспитатель говорит пословицу еще раз - дети повторяют).

Послушайте, какие еще есть пословицы о деньгах:

  1. Копейка рубль бережет.
  2. Всех денег не заработаешь.
  3. Деньги приходят и уходят.
  4. Когда кошелек легок - на душе тяжело.

Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два - нагнулся,

Руки в стороны развел-

Кошелек он свой нашел,

Деньги все пересчитал,

По дорожке зашагал!

Воспитатель: Дети, давайте аккуратно сложим деньги, которые прислал Буратино, обратно в коробку на хранение (воспитатель хочет убрать деньги обратно и как- будто замечает, что коробка еще не пуста)

Ой, ребята, а тут еще что- то лежит! (достает валюту).

Что это, дети, кто- нибудь знает? (ответы детей)

 Да, это тоже деньги, только деньги не российские. Это деньги других стан называются они  «валюта». Давайте повторим это слово (повторяют хором и по отдельности)

Давайте рассмотрим валюту (вывешивает купюры на мольберт поочередно)

Это- доллар, денежная единица США.

Таня, повтори, как называются эти деньги? (ответ еще 1-2 детей)

В какой стране их используют? (ответы детей)

(По аналогии рассматривается марка (Германия) и франк (Франция))

Воспитатель. А то евро. Евро, дети, необычная валюта, так как она используется не в одной стране, а во многих сразу. Например, в Испании, Италии, Австрии, Бельгии, Финляндии, Эстонии.

Саша, как называется эта валюта? (ответ)

Света, чем она необычна?  (ответ)

Воспитатель. Дети, а как вы думаете, в каком случае наши российские рубли будут являться валютой? (ответы детей)

Воспитатель. Верно, если наш рубль окажется в другой стране, то там он будет считаться валютой.

Игра «Разбери купюры»

Воспитатель. Сейчас поиграем в игру «Разбери купюры». Я перемешаю все купюры, которые нам прислал Буратино, а вам нужно будет разложить их на две стопки: в одну - рубли, а в другую – валюту (для игры вызываются двое детей, дети разбирают купюры. Игра повторяется 2 – 3 раза).

Какие вы молодцы! Все справились с заданием!

Игра «Придумайте  валюту»

Воспитатель. Ребята, я хочу вам предложить придумать для нашей группы свои собственные деньги и нарисовать их. А назвать мы их можем так же, как нашу группу – «Капелька».  Нравится вам название? (ответы детей)

Воспитатель. Давайте подумаем, что можно нарисовать на нашей купюре? (дети говорят, воспитатель зарисовывает на доске).

А теперь каждый из вас может нарисовать купюру достоинством в 1 капельку, как мы с вами придумали - показывает на рисунок на доске (раздаются листочки размером с купюру и карандаши – дети приступают к работе).

Воспитатель. Здорово у вас получилось! Теперь у нас есть свои собственные деньги, их мы положим в наш «Магазин» и будем с ними играть.   

Воспитатель. Итак, ребята, сегодня мы познакомились с денежными единицами других стан. Каким словом их называют? (ответы детей).

- С какой валютой мы познакомились? (ответы)

- Маша, покажи, где у нас на мольберте доллар…(марка, франк, евро).

- В какой стране используется доллар? Марка? Франк? Евро?

- А какая валюта теперь будет использоваться в нашей группе?

- Молодцы, ребята!

- Вы сегодня подтвердили звание  ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

- Наше занятие подошло к концу.

Развлечение для детей второй младшей группы «Путешествие в весенний лес. День пробуждения медведя»

 
Интеграция образовательных областей:  коммуникация, социализация, физическое развитие, познание, музыка.

Цель: создать праздничное настроение, развивать познавательную, речевую, двигательную активность.

 
Задачи:

Образовательные – продолжать формировать знания у детей о последовательности весенних изменений в природе, изменений в жизни животных (пробуждение медведя), познакомить с внешним видом перелетной птицей – грачом.

Развивающие – формировать у детей элементы экологического сознания, развивать мышление, память, воображение, внимание; развивать общую моторику.

Воспитательные – воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, окружающему нас миру.

Активизация словаря: весна, сорока, грач, берлога, медведь, зимняя спячка.

Предварительная работа: наблюдение за явлениями природы во время прогулки, рассматривание альбома «Времена года», чтение стихотворений и пение песен о весне.

Демонстрационный материал: колокольчик, слайды с изображением весеннего леса, сороки, грача, весеннего ручейка, берлоги, медведя. Колокольчик, зонт, солнышко.

Ход путешествия.
Под музыку в зал входят дети.

Воспитатель:
Весело запели птицы, и капелям не до сна-
Это значит, к нам стучится разноцветная весна.
Значит вновь, зазеленеет в поле нежная трава,
Тёплым воздухом повеет - это к нам идёт весна.
 
Дети поют песню «Весна». 
На припев: «Кап, кап, капельки, золотые сабельки…» проводится пальчиковая гимнастика.
(Дети садятся на стульчики).
 
Воспитатель:  Ребята, а хотите, чтобы Весна пришла к нам в гости? Давайте ее позовем.
Дети зовут Весну.
 
Входит весна.
 
Весна:
Шумят леса, цветет земля,
Поет-звенит ручей.
Пришла я к вам, пришла я к вам –
В одежде из лучей!
Ликуют детские сердца,
Стремясь в простор лугов.
Пришла я к вам, пришла я к вам
В гирлянде из цветов.
 
Весна:
Ребята я приглашаю вас встать со мной в хоровод.
Дети исполняют хоровод «Весна – красна идет…»
 
 
Воспитатель:
Ой, ребята! Посмотрите, кто к нам прилетел!
 
Показ слайда на экране с изображением сороки.
 
Воспитатель:
Вы узнали эту птицу? (Ответы детей). Конечно, это сорока. Она что то пытается нам рассказать.
Звучит голос сороки в записи.
 
Воспитатель (обращается к Весне):
Весна-красна, помоги нам понять, что говорит наша гостья.
 
Весна:  А, наша гостья сорока приглашает всех в гости в весенний лес!
 
Воспитатель: А на чем мы отправимся в путешествие? Ребята, подскажите.
Ответы детей
 
Весна:  Мне так хочется поехать на автобусе!
 
Проводиться музыкальная подвижная игра «Автобус».
 
Весна:
Вот мы и приехали в весенний лес! Ребята, а давайте присядем на полянку, закроем глаза и послушаем голоса леса.
 
Релаксация «Звуки весеннего леса».
 
Звучит шум дождя в записи.
 
 
Проводиться подвижная игра «Солнышко и дождик».
Дождик, лей, лей, лей,
Никого не жалей-
Ни берез, ни тополей!
Дождик, дождик, посильней,
Чтобы травка зеленей!
Вырастут цветочки
И зеленые листочки!
 
Весна:
Пока мы играли, ребята, посмотрите, какая большая черная птица прилетела к нам. Может кто-то ее знает?
 
Воспитатель:
 Эта птица называется грач. У нее большой толстый клюв, умный взгляд и она очень красивая и важная. Послушайте ее голос. Она самая первая прилетает к нам весной.
 
Показ слайда и воспроизведение голоса грача в записи.
 
Весна:
Продолжим наше путешествие. Кроме птиц, в лесу много разных зверей. Ребята, а вы знаете, какие звери живут в лесу?
Ответы детей.
Сегодня особенный день в лесу. Сегодня День пробуждения медведя!
 
Воспитатель:
У весны забот не мало:
Лес дремучий солнцем греть…
Что за звук?.. /звучит голос медведя в записи/.
Под старой елью
Просыпается медведь.
 
 
Весна:
Ребята, может, поможем мишке проснуться?
 
Воспитатель:
Как же мы его будить будем? Ведь в лесу нельзя шуметь?
 
Весна:
У меня есть маленькие колокольчики, давайте ими позвоним.
Дети звонят в колокольчики.
Из берлоги появляется медведь.
 
Медведь:
Стало жарко мне в берлоге,
Промочил я в луже ноги.
Видно, мне вставать пора.
С добрым утром, детвора!
 
Ребенок читает стихотворение:
Мишка, мишка, лежебока (В. Берестов)
Мишка, мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
И на ёлку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался,
Всё бы Мишеньке храпеть.
Эх ты, Мишенька-медведь!
Дети трогают мишку, гладят его.
 
Медведь:
Мне бы косточки размять,
С вами дети поиграть!
 
Весна:
Ждут твоей игры детишки.
Поиграй-ка с ними, Мишка,
 
Проводиться подвижная игра «У медведя во бору…»
 
Воспитатель:
Вот и пришла пора нам возвращаться, ребята! Давайте попрощаемся с Весной и Медведем, а сами сядем на машину и отправимся в детский сад.
Дети прощаются.
 
Проводиться музыкальная игра «Автобус».
Дети «уезжают» из зала
 

Тема: "Звуковая культура речи. Знакомство со звуками [б], [б']"

Задачи:

Образовательные:

-Упражнять детей в чётком произношении звуков  [б], [б'];

-Закрепить произношение заданных звуков в отдельных словах и фразовой речи.

Развивающие:

-Развивать подвижность артикуляционного аппарата и речевое дыхание;

-Формировать интонационную выразительность речи.

Воспитывающие:

-Воспитывать навыки культурного поведения и способность к общению.

Демонстрационный материал:

-игрушки: белочка, собачка, ёжик, грибок, барабан, большой и маленький колокольчик, маленькие мячи в корзинке.

Ход занятия:

Воспитатель: (звонит в колокольчик и предлагает детям собраться на стульчиках, проверяет осанку).

Организационно - мотивационная часть:

Воспитатель: Ребятки у меня во рту живет язычок, он очень любит делать зарядку (показывает)

«Утро каждое, ребятки ,

Язычок начнет с зарядки:

Наклонился влево – вправо

Пробежал… И всё сначала»

(Затем предлагает детям сделать зарядку для язычка).

Деятельностная часть:

Воспитатель:  А ещё язычок очень любит петь песенки. Однажды он услышал, как загремело ведро, которое уронили на пол. И язычок стал греметь точно так же: бам-бам-бам (хоровые и индивидуальные произношения)

Воспитатель: Язычок наш любопытный, ему очень нравится выглядывать из домика вот так (показывает, предлагает детям повторить упражнение). Только выглянул язычок из домика, как увидел автомобиль, который ехал по дороге. Вдруг, автомобиль стал сигналить: бип-бип-бип. Предлагает всем взять рули и поехать по дороге.

Только автомобили едут очень осторожно, каждый по своей дорожке, не наталкиваются, чтобы не произошла авария.

Дети едут вместе с воспитателем поют песню:

Машина, машина,

Идёт, гудит

В машине, в машине

Шофёр сидит.

Бип-бип-бип,

Бип-бип-юип.

Воспитатель: Только автомобиль остановился (дети убирают рули, садятся на стульчики), как язычок услышал: бум-бам-бум-бам!  Это гремел большой колокол. Как загремел колокол? (хоровые и индивидуальные ответы). Но тут же язычок вспомнил, как звенел маленький колокольчик, когда приглашал ребят собраться всем вместе: бим-бим-бим!

(Воспитатель предлагает поиграть детям:  девочки – маленькие колокольчики, а мальчики – большие. Каждая подгруппа поет свою песенку 2-3 раза).

Воспитатель: Но больше язычку понравилась  колыбельная песенка. (Уточняю у детей, когда и кто поёт такую песенку. Предлагаю взять на руки свою любимую игрушку и спеть для неё колыбельную песенку. Дети поют вместе с воспитателем на мотив «Спят усталые игрушки…»).

Баю-баю-баю-баю

Баю-баю.!.......

Воспитатель: Послушать колыбельную песенку прибежала белочка. (Достаю из-за ширмы). И Бобик прибежал, вот он. Кто прибежал послушать песенку? (индивидуальная работа).  Но белочка испугалась Бобика и спряталась. Давайте позовём её:  «Не бойся, белочка!» (индивидуальная работа. Белочка выглядывает из-за ширмы, но не выходит. Бобик исчезает и появляется с грибком).

Воспитатель: Какой добрый и заботливый Бобик, принёс белочке грибок.  Бери, белочка грибок, бери. (хоровые и индивидуальные повторения. Вдруг , появляется ёжик и громко играет на барабане. Белочка и Бобик прячутся).

Воспитатель: (читает стихотворение)

С барабаном ходит ёжик,

Бум-бум-бум,

Целый день играет ёжик

Бум-бум-бум,

С барабаном за плечами

Бум-бум-бум,

Ёжик в сад зашёл случайно

Бум-бум-бум,

Очень  яблоки любит он

Бум-бум-бум,

Барабан в саду забыл он

Бум-бум-бум,

Ночью яблоки срывались

Бум-бум-бум,

По барабану ударялись

Бум-бум-бум.

Воспитатель: (при повторном чтении предлагаю детям вместе с ёжиком, поиграть на барабане: громко произнося слова:  Бум-бум-бум! Рассыпаю яблоки из корзинки (цветные мячи), предлагаю детям собрать их, и угостить белочку, ёжика…. (кого ещё назовут дети). Дети собирают яблоки, предлагаю рассказать какие бывают яблоки? Дети называют: большие, маленькие, спелые, не спелые, красивые, красны, зеленые, желтые, вкусные, сочные, сладкие, ароматные и т.д.).

Рефлексивно-оценочная часть:

Воспитатель: (хвалю детей, подвожу итог).

Какой ловкий у вас язычок, как хорошо он умеет делать зарядку и петь разные песенки, а как много яблок вы помогли собрать ёжику! Вы рады ребятки? Давайте похлопаем в ладоши. Ой, ребята, услышали наши игрушки, как вы весело хлопали в ладоши, проснулись, и снова хотят с вами поиграть. (дети  спокойно  переходят к игре).

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме: «Лесная прогулка»

Цель: Развитие связной речи, активизация предметного и глагольного словаря   по теме «Дикие животные».
Задачи:
1. Учить детей описывать животных, употреблять в речи имена прилагательные, образованные  при помощи суффиксов;
2. Уточнить представление детей о диких животных, их внешнем виде, условиях проживания и питании;
3. Воспитывать любовь к животным и бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа: рассматривание картин и иллюстраций на данную тему, чтение русских народных сказок о животных, отгадывание загадок, рисование животных.
Материалы и оборудование:
·         Слайды «дикие животные» заяц, белка, лиса, медведь.
·         Шишки (природный материал)
·         Набор карточек «Дикие животные и их детеныши».
·         Аудиозапись: «Звуки леса», «Волшебная музыка».
·         Конверт с письмом.
·         Воздушный шар, накаченный гелием.
·         Сенсорная дорожка «кочки и мостик».
·         Клей, кисточки, салфетки.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им наши красивые улыбки!
Воспитатель: Чтоб быть бодрыми и веселыми! Нам с вами нужно скорее-скорее просыпаться! Встаньте все в кружок и повторяйте за мной.
Самомассаж:
 С добрым утром глазки, вы проснулись? (массируются веки глаз)
 С добрым утром ушки, вы проснулись? (массируются уши)
 С добрым утром носик, ты проснулся (массируются крылья носа)
 С добрым утром ручки, вы проснулись (гладить руки сверху – вниз)
 С добрым утром ножки, вы проснулись? (гладить ноги сверху – вниз)
 С добрым утром солнце, я проснулся! (встать на носочки, потянуть руки вверх и улыбнуться).
 


Воспитатель: Ребята, к нам в группу сегодня принесли какое-то удивительное письмо… Посмотрите, какой-то листик на конверте, какие-то странные следы… Интересно было бы узнать, откуда оно и от кого… А вам интересно? Тогда давайте откроем его и прочитаем.
Письмо. Здравствуйте, наши дорогие мальчики и девочки! Нам очень скучно и грустно у себя в лесу и поэтому мы приглашаем вас к себе в гости - на лесную полянку.
Дикие животные.
Воспитатель: Ой, ребята, а кто такие дикие животные? (Это животные, которые живут в лесу и заботятся о себе сами: сами добывают еду, сами строят себе жилище).
Воспитатель: Ну что же, ребята, хотите отправиться в гости к диким животным? Прямо в лес? А как же мы туда доберемся? А давайте, мы полетим туда на воздушном шаре! Беритесь все за веревочку, закрывайте глаза, и мы отправляемся в путь!
(Звучит музыка «Звуки леса», воспитатель читает стихотворение).
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь весною
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
 Ты же видишь, мы свои.
Воспитатель: Вот и очутились мы в лесу, открывайте глазки! Посмотрите, сколько деревьев вокруг. Так тихо и спокойно в лесу. Давайте присядем, полюбуемся лесом. А каких диких животных вы знаете? (Заяц, белка, еж, волк, лиса, медведь, кабан, олень, лось и др.)
Воспитатель: Ой, смотрите — какая маленькая елочка! Кажется, там кто-то прячется. Ну-ка угадаем, кто это.
Этот зверь живет в бору,
У стволов грызет кору.
 Летом в шубке серенькой,
А зимою-в беленькой.
Воспитатель: Точно, заяц! А какой он, ребята? (трусливый, длинноухий, серый). А какая у зайчика шубка зимой? Почему? А кого он боится?
Заяц очень рад, что вы его узнали .Он хотел  спросить,  знаете  ли вы песенкукомарика?
Дети: з-з-з-з
-песенку жука?
Дети: ж-ж-ж-ж
-ветра?
Дети: ш-ш-ш-ш,
-водички?
Дети: с-с-с-с
 
Воспитатель:Бросает шишки и загадывает загадку
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (белка)
            Верно, это белка.
Давайте соберём шишки.
Смотрите, вот она на дереве. Здравствуй, белочка! Ребята, какая она? (проворная, быстрая). А какая у белки шубка (пушистая, рыжая, красивая)? А чем питается белка?
Белочка предлагает вам с ней поиграть, у нее много картинок животных и их детёнышей, только ей нужно помочь найти детенышам их мам.
Игра «Найди детёнышам их мам». 
Находят детёнышам их мам.
Закрепляют знания о животных и их детёнышах.
Давайте правильно назовем деток животных.
Воспитатель: Молодцы, ребята, белка во всем разобралась!
Воспитатель: Я еще чей-то домик вижу впереди. Кто там живет?
          Он мохнатый и большой,
          Спит в берлоге он зимой.
…(медведь)
 
Воспитатель: Точно, это медведь! Ребята, а медведь какой? (косолапый, бурый, неуклюжий). А чем медведь питается? А что медведь зимой делает? Где он спит?
Медведь предлагает вам преодолеть  переправу и посмотреть, неуклюжие вы или нет.
Физминутка «Переправа»
Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята, у нас болото на пути и ручей. Тяжело пройти будет. Но мы постараемся. Правда? Смотрите, тут дорожка есть через болото - по кочкам придется прыгать, а через ручеек по бревнышку пройдем. Давайте встанем друг за другом. Ровненько, не спеша пойдем, чтобы друг друга в болото не столкнуть.
(Дети строятся в колонну и по одному переходят через ручей и болото).
Ребята, смотрите, кто же там прячется? 
 Рыжая шубка
По лесу плутает,
Хвостом следы заметает.
(лисица)
Воспитатель: Вот она - лисичка! Какая она, ребята? (хитрая, рыжая, пушистая) А где она живет? А чем питается? Лисичка хочет с вами поиграть, но не забывайте о том что она Хитрая, будьте внимательны.
Дидактическая игра "Назови ласково"
гриб – грибочек, шишка – шишечка, лист - листочек, ветка - веточка, куст - кустик, ягода - ягодка, трава - травка, белка – белочка, жук – жучок, елка – елочка, цветок – цветочек, дождь – дождичек, облако- облачко.
Молодцы!
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо потрудились! Все лесные обитатели очень вам благодарны и решили вам подарить свои фото. Ой, посмотрите на них что -то не так (нет хвостиков).Давайте восстановим фото.
 
Дети находят и приклеивают хвосты животным.
Молодцы! Справились !
Ну а нам пора возвращаться в наш детский сад.
(Беремся за веревку шарика.)
Вот и снова мы в детском саду! Понравилось вам наше лесное путешествие?
У кого в гостях мы сегодня побывали?
 

НОД «Путешествие по сказкам» в средней группе

 

Программное содержание         

1. Учить составлять небольшие описательные рассказы о диких животных.

2. Активизировать в речи детей существительные (названия животных), прилагательных (серенькая, хитрая, страшный и т. д.)

3. Расширять представления о диких животных. Упражнять в отгадывании загадок.

4. Способствовать созданию радостно-эмоционального настроения.

5. Формировать любовь к народному творчеству.

Методические приёмы.

1. Наглядные: маски сказочных героев, иллюстрации на экране ноутбука.

2. Словесные: художественное слово, загадки, драматизация отрывков из сказок.

3. Игровые: русская народная игра «Мыши», пальчиковая игра «Хитрый зайчик», игра на развитие слухового внимания «Хитрая лиса».

(звучит музыка из телепередачи «В гостях у сказки», входит Сказочница-воспитатель)

Ход НОД:

Сказочница: Здравствуйте, дети, какие вы хорошие, какие вы пригожие. А какие у вас глазки красивые, так и блестят, а сколько в них добринок-веселинок.

В круг скорее становитесь и друг другу улыбнитесь

И добринками-веселинками вы со всеми поделитесь.

(выключить музыку)

Сказочница: Детки, а вы сказки-то любите?

Присаживайтесь на стульчики и поговорим о них. (дети рассаживаются)

Назовите сказки, которые вы знаете. (ответы детей) Молодцы! Сколько сказок вы знаете. А сказочных героев хотите превратиться? Вот сейчас я поколдую и превращу кого-то из вас, а дети отгадают из какой сказки эти герои. И если правильно отгадаете на экране появится картинка из этой сказки. («волшебной» палочкой касаюсь головы ребёнка говоря: «Раз, два, три покружись в Красную шапочку, ты превратись,» звучит музыка превращения.

 Ребёнок бежит надевает шапочку и берет корзинку.) (также «превращаю» ребенка в» волка» и дети показывают сценку из сказки «Красная шапочка».)

Волк: Куда идёшь Красная шапочка?

Красная шапочка: я иду к своей бабушке несу ей пирожки и горшочек масла

Волк: А где живёт твоя бабушка?

Красная шапочка: В домике на опушке леса.

Волк: Я тоже хочу к твоей бабушке в гости к твоей бабушке. Ты иди по этой дороге, а я побегу по той. (Дети уходят на стульчики)

Сказочница: Вы догадались из какой сказки эти персонажи

(на экране картинка из сказки «Красная шапочка»

Ребята, а как вы думаете, какой волк в этой сказке? (страшный, серый, злой, большой, зубастый)

А вы можете показать какой волк страшный. Молодцы хорошо изобразили страшного волка, а как он щелкает зубами.  Молодцы!

А сейчас отгадайте загадку:

В подполье, в коморке

Живет она в норке

Серая малышка.

Кто же это?   (мышка)

(на экране появляется картинка мышки)

Сказочница: У нас сей час тоже появится мышка!

                       Раз, два, три, покрутись

                       Настя в мышку превратись (звучит музыка превращения, Настя бежит мелким шагом, одевает шапочку и возвращается на стульчик)

Сказочница: В каких сказках вы встречались с мышкой? (ответы детей)

А расскажите мне какая мышка? (серенькая, маленькая, пушистая, мягкая, шустрая.)

Молодцы! Хорошо описали мышку и я предлагаю вам в игру.

Русская народная игра «Мыши»

                           Вышли мышки как- то раз посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре – мышки дернули за гири

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон!

Сказочница:

И ещё я поколдую, придут герои из другой сказки (звучит музыка превращения, сказочница «колдует», «превращая» детей собачку и зайчика. Дети показывают сценку из сказки «Заюшкина избушка».) (идёт зайчик, плачет навстречу ему собака.)

Собака: О чём зайчик плачешь?

Зайчик: Как же мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла, попросилась она ко мне переночевать да меня же и выгнала.

Собака: Не плачь заинька, я тебе помогу, пойдём я выгоню лису. (Дети уходят на стульчики)

Сказочница: Догадались из какой сказки пришли эти герои?

Конечно, «Заюшкина избушка» (и на экране мы видим подтверждение нашей отгадке).

Сказочница: Чтобы немного развеселить зайку, давайте поиграем. Приготовьте кулачки.

Пальчиковая игра «Хитрый зайка».

1,2,3,4,5                                  - выбрасывают пальчики из кулака.

Вышел зайка погулять  -  шевелят пальчиками ушками (указательный и

                                                   средний палец).

Вдруг охотник выбегает - пальцы полусогнуты, напряжены. Выполняют

                                                    энергичные удары по коленям кончиками пальцев.

Прямо в зайчика стреляет - выставляют из кулака указательные пальцы

                                                     имитируют стрельбу.

Пиф – паф! Не попал!      - покачивание кистями рук из стороны в сторону в

                                                   горизонтальной плоскости.

Серый зайка убежал!      - пальцы «бегут» по коленям.

Сказочница: Отдохнули слушайте новую загадку.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый!

Ах краса! А зовут ее ?  (лиса)

И мы видим на экране правильный ответ.

Сказочница: А хотите поиграть с лисой? (подходит к ребенку колдует)

Раз, два, три повернись

И в лисичку превратись.

(убегает, одевает шапочку)

Вставайте в круг вокруг лисички.

Игра на развитие слухового внимания «Хитрая лиса».

Мы по кругу идем,

Мы лисичку зовем.

Ты глаза не открывай, а по голосу узнай.

«Хитрая лиса, кто я?»…

(Пока идет игра вывести Сашу за двери, одеть шапочку медведя)

Дети рассаживаются после игры, хвалю, какие замечательные у нас лисички, сразу всех отгадали).

Входит медведь.

Медведь: Я тоже хочу в сказку.

Сказочница: А в какую?

Медведь: Не знаю.

Сказочница: Давайте поможем медведю. В каких сказках вы встречали медведя?

Сказочница: Ну-ка звери выходите, а ребята скажут в какую сказку попал медведь. (Звери выходят)

(рукавичка)

Сказочница: Молодцы! А мы хотим посмотреть, как это все звери разместились (дети – звери заходят за ширму – рукавичку становятся близко друг к другу.) «Вот какие дружные звери, в тесноте, да не в обиде»

Так они и порешили, дружно, весело все жили.

Нам запомнить нужно, побеждает дружба!

Ребята посмотрите на рукавичку, вам она нравится? (ответы детей)

А мне не очень-то. Какая-то она не сказочная. Что можно сделать, чтобы она была лучше? (украсить)

Сказочница: Конечно, вот на этом столе есть всё чем можно украсить рукавичку, а на другом столе приготовлено всё для аппликации. Подходите к столам, выбирайте что вам нужно для украшения и украшайте рукавичку. (в процессе работы напоминаю правила аппликации.) «Звери» присоединяйтесь, помогайте украшать рукавичку (пока дети работают, звучит музыка из телепередачи «В гостях у сказки»,

А теперь вам нравится рукавичка?... Молодцы! Все так постарались, она стала яркая, красочная.

Раз, два, три, четыре, пять, нам пора идти гулять (дети прощаются с гостями)