Конспекты непосредственно образовательной деятельности по финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте

Тема:  «В гостях у Рублика и Копейки»

Образовательная область:  «Познавательное развитие»

Формы организации: коллективная деятельность

Цель: Знакомство  детей с историей возникновения денег

Задачи:
1. Познакомить детей  о возникновении денег, дать понятие «рубль», «копейка»;

2. Учить  на практике  осуществлять процесс обмена. 
3. Развивать экономическое, логическое и нестандартное мышление, речь, кругозор;
4. Воспитывать уважение к труду людей, бережное отношение к деньгам.

Материал и оборудование: видео подборка слайдов, картинки с изображение предметов для игры «Обмен», «золотые монетки», деревянные палочки для выполнения рисунка на «золотых монетках», шапочки китайские для мальчиков и шляпки для девочек, карточки с вырезанными трафаретами ироглифов, кошельки маленькие с монетками и купюрами, большой кошелек-сумка.

Предварительная работа: Беседа по теме «Машина времени», знакомство с китайской культурой, музыкой. Чтение рассказа о сакуре. Изготовление «машины времени».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

(Дети заходят в групповую комнату).
Воспитатель. Ребята посмотрите,  что это такое (обращает внимание на большой сумку -кошелек). (Ответы детей)

 Правильно, это кошелек. Какой необычный, большой. Какая-то загадка! Скажите, а для чего служит кошелек? Как люди его используют?
Дети. В нем хранят деньги (или в него складывают деньги)
Воспитатель. Правильно, кошелек используют для денег. Давайте откроем кошелек и посмотрим, что в нем. (воспитатель открывает кошелек и в это время на экране появляется монетка)
Видео обращение:
- «Здравствуйте ребята, я золотая монетка и я очень хочу попросить вас мне помочь, мне так хочется понять, как же я появилась на свет, что было раньше? У меня есть пульт управления от машины времени и если вы не побоитесь и отправитесь со мной в путешествие, я буду вам очень благодарна»
Воспитатель. Ребята поможем монетки, отправимся с ней в путешествие?
Дети. Да.
Воспитатель. Ребята, сейчас мы с вами отравимся в прошлое и узнаем, откуда появились  деньги и наша монетка.
Дети заходят в «машину времени» берутся за руки.
Воспитатель. Мы оказались в древнем мире.
Было время, когда человечество, еще не знало, что такое деньги. Это был древний мир. Люди просто обменивались полезными необходимыми вещами.
Деньги заменяли ракушки, кольца, шкуры животных, фигурки из слоновой кости, бусинки, камешки. Гончары менялись кувшинами и горшками, земледельцы - зерном и маслом, скотоводы – шерстью, мехом. Так люди обменивались различными предметами своего труда.
Дети, посмотрите, как было неудобно обмениваться друг с другом без  денег. Нужно было носить какой-то товар с собой, чтобы обменяться. Это было тяжело, занимало много места, в карман не положить, как деньги. Давайте и мы с вами как первобытные люди попробуем справиться без денег и будем менять один товар на другой. 
ИГРА «ОБМЕН»
Воспитатель.
Дети мы разделимся на три команды, и каждому из вас я раздам медальки с изображением товара, которого у вас нет, но вы очень хотите его у кого- нибудь выменять.

В руках у вас  карточки с изображением товара который у вас есть, и  вы должны постараться так произвести обмен, чтобы получить нужную, необходимую вам вещь. (дети играют) 
Воспитатель. Понравилось вам обмениваться своим товаром? 
Получили желаемый результат?
Какие вы молодцы справились с задачей и обменяли один товар 
на другой. Состоялся ОБМЕН.
Ребята наша машина времени включилась, скорей отправляемся дальше в путешествие.

Воспитатель. Дети, мы оказались с вами в Древнем Египте, Междуречье.

Именно в Древнем Египте  изобрели заменитель вещи, на которую будет обмениваться нужный товар - первые в мире деньги.
Первые деньги были каменными. Тогда деньги существовали лишь в виде монет разной формы, размера. Деньги могли быть квадратными, удлиненными, полукруглыми и, конечно же, круглыми. Их можно было не только держать в кошельке, но и носить на шее. Деньги изготавливали из драгоценных металлов - золота, серебра, делали медные, бронзовые монеты. И рисунок наносили на монетки, какой угодно. Но это были драгоценные металлы и люди стали чеканить деньги из метала. 
Так появились металлические деньги- МОНЕТКИ. 
Кстати, когда монеты начали чеканить в Российской империи, то на монетах, выдавливали три, пять точек, так как население было неграмотным и не могло прочитать, какая это монетка.
Практическая работа. (работа за столами)
Воспитатель.
Давайте и мы попробуем нарисовать монетки, как это делали в древности, будем мастерами. Берем палочки и по «металлу» выдавливаем нужный рисунок. Это могут быть точки, или различные элементы.

Воспитатель. Вот и мы с вами изготовили монетки, на которые мы нанесем свой  неповторимый узор. 
Справились с заданием, скорей отправляемся дальше в путешествие.

Воспитатель. Ребята, а сейчас  мы с вами посетим   древний Китай. 
Дети надевают китайские шапочки.
Рассказ воспитателя. У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают много места. И поэтому люди обратили внимание на бумагу. Так впервые появились на свете бумажные деньги.
Появились они в Китае, 812 году н.э. Сначала они были очень большого размера, как лист бумаги. Причина появления бумажных денег в Китае довольно проста: на территории Китая не хватало полезных ископаемых золота, серебра, то из чего делали монеты, поэтому для изготовления денежных средств использовалась бумага, которая производилась из коры тутового дерева. А расписывались бумажные деньги иероглифами - китайскими буквами. 

Физминутка.
Звучит китайская мелодия
Что за волшебная музыка звучит, она нам позволит превратиться в:
• Красивых птиц;
• Деревья, которые качаются на ветру;
• Сакура- вишневое дерево распускающая свои цветы;
• И засыпающая белая птица, складывающая свои крылья;
• Вода, бегущая в ручье.
И наш волшебный ручей привел нас в китайскую мастерскую.
«Китайская мастерская» 
Воспитатель.
Каждому из вас я приготовила заготовки для росписи, и вы,

как это в древности делали китайские мастера, должны кистью закрасить трафарет образца иероглифа (дети работают за столами). Звучит китайская мелодия.
Воспитатель. После того как первые европейцы посетили Китай, в Европе и в других странах, постепенно, большой популярностью стали пользоваться бумажные деньги, использование которых было намного более удобным, чем металлических монет.

 Дети покажите, как вы выполнили свою работу китайских мастеров.

( Дети вынимают образцы. Каждый иероглиф имеет свое значение, у Сережи - счастье, Кати - Солнце, Даши –Достаток).

Воспитатель. А сейчас мы с вами возвращаемся на нашу «машину времени»,  она нас перенесет в детский сад.

(Дети видят,  в машине времени появились маленькие кошельки).
Воспитатель. Что за волшебство! Ребята, заходите в машину времени и возьмите кошельки в руки. Интересно, что же в кошельках!  Это наверное, Копеечка нам сюрприз приготовила. 
Мы вернулись назад в наше время (в кошельках рубли).
Ребята, мы вернулись в наше время и что мы видим.
(На экране появляются картинка с изображение Москвы, Кемерово, Киселевска)
Воспитатель.Ну вот,  это наша страна. Как называется страна в которой мы живем? Мы знаем, что в каждой стране есть свои деньги и называются они по-разному.  В нашей стране деньги называют - РУБЛИ.
Как называются деньги в нашей стране?
Дети: Рубли.
Воспитатель.  А вы знаете, что слово РУБЛЬ произошло от слова РУБИТЬ.
Давайте откроем свои кошельки. Что в кошельках?
Дети достают монетки-копеечки.
А это металлические деньги – монеты - и называем мы их КОПЕЙКОЙ. Почему копейка, да потому, что на монете изображен всадник с копьем.
(Дети достают монеты, рассматривают).  
Дети, а бумажные деньги есть в вашем кошельке?

Дети.  ДА
Воспитатель.  Бумажные деньги называем купюрой.  

Дети, какие мы молодцы. 
Мы выполнили задание нашей «золотой» копеечки. Узнали всю историю ее появления. И даже поучаствовали в ней.

МОНЕТКА. Дети, вы выполнили  мою просьбу, узнали историю моего появления.
Дети. Да.
• Как люди жили, когда не было денег? 
Дети. Люди менялись товаром, осуществляли обмен.
• Какими были самые первые деньги?
Дети. Каменные, золотые, железные.
• Какую форму они имели?
Дети. Круглую, квадратную, полукруглые, продолговатую.
• В какой стране впервые придумали бумажные деньги?
Дети. В Китае.
• Как называются бумажные деньги?
Дети. Купюры.
• Как называются деньги в нашей стране (России).
Дети. Рубли.
• Спасибо огромное ребята, теперь я знаю историю своего появления, загляните еще раз в «Большой кошелек»
Дети открывают «Большой кошелек» и достают шоколадные монетки - СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ от Монетки. 

 

Тема: «Друзья рублика. Деньги разных стран» 

Образовательная область:  «Познавательное развитие»

Формы организации: коллективная деятельность

Цель: Знакомство  детей с иностранными денежными средствами, с понятием  «валюта».

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «валюта», с денежными знаками других стран (на примере доллара, евро, марки, франка);
  2. Расширять активный и пассивный словарь, закреплять понятия «деньги», «купюра», «монета»;
  3. Развивать устную речь, наблюдательность, наглядно- образное мышление;
  4. Воспитывать бережное отношение к деньгам, умение работать в коллективе.

Материал и оборудование:  коробка с купюрами (рубли и валюта); изображения валюты: доллар, марка, франк, евро; листочки бумаги формы купюры по количеству детей, цветные карандаши; мольберт, доска.

Предварительная работа: Чтение сказки «Приключения Буратино»,  стихотворение Ш. Галиева «Три копейки на покупку», Просмотр мультфильма «Утиные истории».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель. Ребята, давайте сядем все красиво. Сегодня мы с вами снова узнаем много нового и интересного. 

Дети, разгадайте  загадку и вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.

В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (Деньги)

- Верно, молодцы!

(Раздается стук в дверь.  Воспитатель открывает дверь, ему  передают коробку)

Воспитатель. Дети, нам кто- то прислал коробку.

Читает: «Детям детского сада «Лучик»

из страны дураков от Буратино».

Ой, как интересно! Посмотрим что в ней? (да!)

(Воспитатель достает только рубли, а валюта пока остается в коробке)

Воспитатель. Ребята, смотрите, что же это такое? (показывает купюры)

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, это деньги. Как называются российские деньги? (ответы)

Верно, посмотрите, здесь купюры достоинством 50, 100, 500 и 1000 рублей

(показывает поочередно)

Скажите, зачем людям нужны деньги? Мы можем без них обойтись?

(ответы детей)

Воспитатель. Ребята, а как называются бумажные деньги? (ответы)

 А какие еще бывают деньги, кроме бумажных и как они называются? (ответы детей)

Воспитатель. Верно, молодцы!

(Работа с пословицами)

Воспитатель. Ребята, послушайте пословицу про деньги:

 Деньги - не грибы и зимой не растут.

 Как вы это понимаете? (Ответы детей)

Воспитатель. Правильно, деньги зарабатывают взрослые своим трудом и просто так их никто не дает. Давайте повторим эту пословицу (воспитатель говорит пословицу еще раз - дети повторяют).

Послушайте, какие еще есть пословицы о деньгах:

  1. Копейка рубль бережет.
  2. Всех денег не заработаешь.
  3. Деньги приходят и уходят.
  4. Когда кошелек легок - на душе тяжело.

Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два - нагнулся,

Руки в стороны развел-

Кошелек он свой нашел,

Деньги все пересчитал,

По дорожке зашагал!

Воспитатель: Дети, давайте аккуратно сложим деньги, которые прислал Буратино, обратно в коробку на хранение (воспитатель хочет убрать деньги обратно и как- будто замечает, что коробка еще не пуста)

Ой, ребята, а тут еще что- то лежит! (достает валюту).

Что это, дети, кто- нибудь знает? (ответы детей)

 Да, это тоже деньги, только деньги не российские. Это деньги других стан называются они  «валюта». Давайте повторим это слово (повторяют хором и по отдельности)

Давайте рассмотрим валюту (вывешивает купюры на мольберт поочередно)

Это- доллар, денежная единица США.

Таня, повтори, как называются эти деньги? (ответ еще 1-2 детей)

В какой стране их используют? (ответы детей)

(По аналогии рассматривается марка (Германия) и франк (Франция))

Воспитатель. А то евро. Евро, дети, необычная валюта, так как она используется не в одной стране, а во многих сразу. Например, в Испании, Италии, Австрии, Бельгии, Финляндии, Эстонии.

Саша, как называется эта валюта? (ответ)

Света, чем она необычна?  (ответ)

Воспитатель. Дети, а как вы думаете, в каком случае наши российские рубли будут являться валютой? (ответы детей)

Воспитатель. Верно, если наш рубль окажется в другой стране, то там он будет считаться валютой.

Игра «Разбери купюры»

Воспитатель. Сейчас поиграем в игру «Разбери купюры». Я перемешаю все купюры, которые нам прислал Буратино, а вам нужно будет разложить их на две стопки: в одну - рубли, а в другую – валюту (для игры вызываются двое детей, дети разбирают купюры. Игра повторяется 2 – 3 раза).

Какие вы молодцы! Все справились с заданием!

Игра «Придумайте  валюту»

Воспитатель. Ребята, я хочу вам предложить придумать для нашей группы свои собственные деньги и нарисовать их. А назвать мы их можем так же, как нашу группу – «Капелька».  Нравится вам название? (ответы детей)

Воспитатель. Давайте подумаем, что можно нарисовать на нашей купюре? (дети говорят, воспитатель зарисовывает на доске).

А теперь каждый из вас может нарисовать купюру достоинством в 1 капельку, как мы с вами придумали - показывает на рисунок на доске (раздаются листочки размером с купюру и карандаши – дети приступают к работе).

Воспитатель. Здорово у вас получилось! Теперь у нас есть свои собственные деньги, их мы положим в наш «Магазин» и будем с ними играть.   

Воспитатель. Итак, ребята, сегодня мы познакомились с денежными единицами других стан. Каким словом их называют? (ответы детей).

- С какой валютой мы познакомились? (ответы)

- Маша, покажи, где у нас на мольберте доллар…(марка, франк, евро).

- В какой стране используется доллар? Марка? Франк? Евро?

- А какая валюта теперь будет использоваться в нашей группе?

- Молодцы, ребята!

- Вы сегодня подтвердили звание  ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

- Наше занятие подошло к концу.