Изменение платы за посещение детского сада

Уважаемые родители!

С 1 сентября 2018 года в соответствии с Распоряжением от 09.07.2018 г. №2-р Управления образования Киселёвского городского округа будет изменен размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

 - ДОУ общего типа - 1865 рублей;

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности «Путешествие в империю Скруджа Макдака»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа детский сад № 40 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей

 

Приято:                                                                                                                   Утверждаю: Педагогическим советом                                                         Заведующий детский сад 40

Протокол № _____                                                              ____________И.Ю. Пушкарева

от «_____»___________2017г.                             Приказ № _____ «_____»_________ 2017 г.

 

Дополнительная общеразвивающая программа  для детей старшего дошкольного возраста по формированию основ  финансовой грамотности

«Путешествие в империю Скруджа Макдака»

 

Составители:

Пушкарева Ирина Юрьевна,

Заведующий МБДОУ детский сад 40;

Мамонтова Елена Ивановна,

Старший воспитатель МБДОУ детский сад 40;

Попова Галина Владимировна,

Воспитатель МБДОУ детский сад 40

 

                                             Киселевский ГО, 2017 г.

 

Содержание

 

Пояснительная записка………………………………………………….  …….3                                                      

Учебно – тематический план………………………………………………… .8

Содержание изучаемого курса……………………………………………….. 10

Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей

программы……...................................................................……16

Список литературы…………………………………………………………….17

 Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа  «Путешествие в империю Скруджа Макдака» разработана педагогами МБДОУ Киселевского городского округа детский сад № 40 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей и представлена в части формируемой участниками образовательных отношений, рабочей программы воспитателя подготовительной группы,  реализуется с воспитанниками старшего дошкольного возраста в рамках решения задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие»,  направленная на финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста.

Программа построена с учетом результатов исследования в области педагогики и на основе программы «Дошкольники …и экономика»(А.Д. Шатова). В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р.С. Буре, Л.С. Дзинтерс, И.В. Житко, Л.М. Казарян, Л.В. Крайновой, Л.Я. Мусатовой, В.Г. Нечаевой и др.

Анализ программно-методических документов для дошкольных учреждений, таких как Курак Е.А. «Экономическое воспитание дошкольников», примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. Смоленцевой А.А. «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников», «Знакомим дошкольников с экономикой посредством сказок» показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. 

Актуальность программы. Анализ методической литературы, состояние практики воспитания детей по финансовой грамотности, занятий с детьми, планов работы воспитателя, их анкетирование свидетельствуют о том, что в практике отсутствует систематическая и системная работа по приобщения их к экономической действительности. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к  деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывают хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста –сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Главным героем,  был выбран  персонаж мультипликационного фильма «Утиные истории», Скрудж Макдак, Это один из самых известных  символов предприимчивости, темперамента, умение выживать  в реальных условиях. Скрудж путешествует с  ребятами на протяжении всего курса, ненавязчиво знакомит с финансовой грамотностью на примере сказок, мультфильмов.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности дошкольников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде.

Педагогическая целесообразность.Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способны дарить радость.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

Программа построена в соответствии с принципами и подходами определенными ФГОС ДО:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество  Организации с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах действий;

- возрастная адекватность дошкольного образования;

Цель программы: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного  возраста.

Задачи Программы:

  • Сформировать у детей первичные экономические понятия;
  • Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
  • Воспитать уважение к людям, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.

Отличительная особенность данной программы от уже существующих  в этой области  заключается в том, что она базируется на системно-деятельностном подходе к воспитанию, который обеспечивает активную познавательную позицию дошкольников. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Программа вводит ребенка в удивительный мир финансов.

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

         Сроки реализации дополнительной образовательной программы: объем образовательной программы составляет 36 часов в течении учебного года. Занятия по данной программе  состоят из теоретической  и практической части.                               

Форма занятий:  коллективная совместная деятельность.

Режим занятий:

- 1 раз в неделю;

- время проведения – 30 минут;

- в месяц – 4 занятия.

         Дополнительная общеразвивающая программа  «Путешествие в империю Скруджа Макдака» реализуется на базе МБДОУ детский сад 40 города Киселевска.

Ожидаемые результаты. В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы  воспитанник будет знать, что:

  1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  2. Сначала зарабатываем- потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем, больше можешь купить.
  3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
  4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
  5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
  6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
  7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
  8. Финансы – это интересно и увлекательно.

Показатели компетентности ребенка в вопросах экономики:

— оперирует несложными экономическими понятиями: «товары», «услуги», «деньги», «торговля», «покупка», «потребитель»;

— знает об экономном использовании света, воды, газа;

— определяет первоочередные нужды семьи, понимает, что порой необходимо отказаться от желания приобрести какую-то вещь;

— знает, что такое товар, как его можно приобрести;

— знает разнообразные торговые заведения и товары, которые они продают;

— знает, что вещи, которые выбрасывают, проходят вторичную переработку;

— знает, что мусор нужно сортировать и выбрасывать в разные контейнеры.

Формы  и методы,используемые при реализации  и подведении итогов  дополнительной   общеразвивающей программы  с детьми по ознакомлению с финансовой грамотностью «Ступеньки финансовой грамотности»:

  • Беседы;
  • Просмотр презентаций;
  • Дидактические игры;
  • Викторины;
  • Сочинение сказок, рассказов;
  • Деловые, квест- игры;
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Игры- путешествия;
  • Экскурсии;
  • Настольные игры;
  • Игры-коллекции.

Средства обучения: бумага, клей, карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, фото, видеоаппаратура, ноутбук, проектор, презентации.

В сентябре 2017-2018  учебного года в подготовительной группе была проведена диагностика по программе «Дошкольник и экономика» автор  

А.Д. Шатова, «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» автор А.А. Смоленцева

Уровни усвоения программы (по  А. А. Шатовой)

Старшая группа

Высокий: Ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью-доказательством, верно, обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену, зависящую от качества. Проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения. Испытывает чувство вины за поломку игрушек, стремиться устранить свою оплошность.

Средний: Ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда. Осознает назначение денег. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеет элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену. Владеет обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Проявляет беспокойство в связи с поломкой игрушек, меняется игрушками со сверстниками.

Низкий: Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Отношение к деньгам не отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду не устойчивое. Не осознает товар, как продукт труда, имеющий цену. Имеет нечеткое представление о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Не выражает сожаления по поводу сломанных игрушек, вещей. Не делится со сверстниками.

Подготовительная группа

Высокий: Ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания. Активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера. Использует в речи экономические термины. Устойчивое отрицательное отношение к жадности, корыстолюбию, лени, лживости. Уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.

Средний: Ребенок проявляет интерес к большинству заданий. Отвечает на вопросы, но сам вопросов не задает. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого. Отношение к отрицательным нравственным качествам не устойчивое.

Низкий: Ребенок не всегда уверен в своих силах. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к заданиям. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту. Низкий уровень самостоятельности. Осуждает жадность, лень, лживость с нацеливания взрослого.

Учебный план

 

п/п

 

 

Раздел, тема

Количество часов

Всего

 

Теоретические

Практические

1.

Бизнес дядюшки Скруджа.

7

2

5

 

2.

История  денег.

6

3

3

3.

Рублик и Копейка.

5

2

3

4.

Деньги в наши дни.

9

3

6

5.

Реклама.

2

1

1

6.

Как сейчас можно расплатиться?

7

3

4

 Учебно – тематический план

Месяц

№ занятия

Тема занятия

Всего часов

В том числе практических

Сентябрь

1

Знакомство с дядюшкой СкруджемМакдаком.

Кто такой миллионер?

1

1

2

Экскурсия в хранилище Скруджа.

1

1

3

Откуда у Скруджа берутся деньги?

1

1

4

Как  Скрудж деньги делил. Что такое бюджет семьи?

1

1

Октябрь

5

Скруджимания! Зачем нужна реклама?

1

1

6

Деловая игра «Бизнес в деревне Макдака».

1

1

7

Секрет Скруджа «Как из мусора сделать новый товар».

1

1

8

Назад в прошлое. Что было,  когда не было денег.

1

1

Ноябрь

9

 

Как продукт стал товаром.

1

1

10

Осенняя ярмарка. Виды обмена.

1

1

11

Что такое деньги и зачем они нужны?

1

1

12

Что такое цена?

 

1

1

Декабрь

13

Чем выше качество,  тем дороже вещь.

1

1

14

 

В гостях у Рублика и Копейки.

1

1

15

Друзья Рублика. Деньги разных стран.

1

1

16

Сюжетно ролевая игра «Кладоискатели»

1

1

Январь

17

Остров нужных и не нужных расходов.

1

1

18

Золотая лихорадка. Почему ценится золото?

1

1

19

 

Как правильно копить деньги.

1

1

20

 

Сюжетно ролевая игра «Банк».

1

1

Февраль

21

Долг платежом красен. Что такое долг?

1

1

22

Если бы я был папой. Доходы и расходы

1

1

23

Делаем копилку своими руками.

1

1

24

 

Что за деньги купить нельзя.

1

1

Март

25

Карманные деньги.

 

1

1

26

 

Правильное вложение денег.

1

1

27

Сюжетно-ролевая игра «Обменный пункт.

1

1

28

Рекламы разные нужны и для продаж очень важны.

1

1

Апрель

29

Деловая игра «Рекламное агентство».

1

1

30

Наличные, безналичные и электронные деньги. Волшебная карта.

1

1

31

Злая или добрая волшебница «Кредитная карта».

1

1

32

«Меценаты. Благотворительная деятельность».

1

1

Май

33

Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером».

1

1

34

Миллионерия. Коллективная игра «Если бы у меня был миллион».

1

1

35

 

Деловая настольная игра «Монополия».

1

1

36

Викторина «Что мы узнали о финансах».

1

1

Итого:

 

36

 

36

36

 

Содержание программы

 

Месяц

Тема

Программные  задачи

Содержание

(методические

приемы)

Сентябрь

Знакомство с дядюшкой Скруджем Макдаком.

Кто такой миллионер?

Познакомить с элементарными представлениями  детей о реальных экономических отношениях.

Расширять словарный запас детей за счет введения слов - экономических терминов.

Беседа о назначении денег, способах их зарабатывания и возможностях расходования.

Экскурсия в хранилище Скруджа.

Расширять представления о способах хранения денег и других финансовых ценностях.

 

Виртуальная экскурсия в хранилища Скруджа (презентация)

Откуда у Скруджа берутся деньги?

Дать  представление о денежной единице.

Беседа «Деньги в сказках».

Д\и «Какие бывают доходы»

Как  Скрудж деньги делил. Что такое бюджет семьи?

Дать представления о денежных сбережениях, о необходимости  ведения  учета денег.

Беседа «Кто зарабатывает в семье деньги».

С\р. игра «Семья».

 

Октябрь

Скруджимания! Зачем нужна реклама?

Познакомить детей с понятием «реклама товара»; для чего она нужна и как ее лучше организовать; воспитывать у детей творчество, интерес к экономике.

 

Составление рекламы «скруджиков»,

С\р. игра «Магазин».

Чтение сказки «как старик корову продавал».

Деловая игра «Бизнес в деревне Макдака».

Развивать  экономическое мышления у детей,

ввести в словарь детей новые понятия «рыночные отношения», «бизнес».

 

С\р. игра «Фермер», «Рынок»;

Д\и. «Бартер».

Проблемная ситуация «Лежачий товар не кормит»

 

Секрет Скруджа «Как из мусора сделать новый товар».

Дать «вторую жизнь» бросовому материалу, сделав оригинальную, полезную.

Учить организовывать рабочее место; разрабатывать виды изделий с использованием бросового материала;

Фрагмент мультсериала «Простоквашино»,

Д/и. «Рассортируй мусор»,

Изготовление поделок из бросового материала

Назад в прошлое. Что было,  когда не было денег.

Сформировать представление о появлении денег; Показать путь преображения денежной единицы от товара до бумажных единиц.

Презентация: «История возникновения денег»,

С\р. игра «Обмен»,

 Лампа «Алладина», монеты разного достоинства. Металлическая фольга.

Ноябрь

Как продукт стал товаром.

Познакомить детей с понятием «продукт труда»; формировать представление о таких понятиях, как «дороже», «дешевле», «цена», «товар», «заработная плата»; воспитывать любовь к труду

Д.и. «Откуда к нам хлеб пришел»,

«Как появляется книга»,

«Кому что требуется для работы».

Осенняя ярмарка. Виды обмена.

Развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры.

Чтение и разучивание закличек на ярмарку, чтение стихотворения «Кот Федот на ярмарке», видеопрезентация «Осенняя ярмарка»,

Д\и. «Что нам осень припасла».

Что такое деньги и зачем они нужны?

Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;

 

Беседа «Какие бывают деньги»,

Игра «Для чего  нам нужны  деньги?»

Игра «Что нельзя купить?»

Что такое цена?

 

Познакомить с понятием «цена» товара, из чего она складывается.

 

Чтение фрагмента сказки «Конек – Горбунок»,

Решение экономических задач.

С\р. Игра «Магазин»

Декабрь

Чем выше качество,  тем дороже вещь.

Разъяснить, что цена товара зависит от его качества;

формировать представление о таких понятиях, как «дороже», «дешевле», «цена», «товар», «заработная плата».

 

Чтение сказки «Морозка»,

Д\и. «Что нас окружает»

 

В гостях у Рублика и Копейки.

Закреплять знания о возникновении металлических денег,

Рассматривание российских денег, сравнение их по величине и внешнему виду.

Работа над пословицами  связанными с  с финансами;

стихотворение Ш. Галиева «Три копейки на покупку»,

Экскурсия в мини – музей «Копеечка»

Друзья Рублика. Деньги разных стран.

Познакомить с понятием  «валюта».с денежными единицами различных государств.

 

Игра «Назови и передай!»

Игра «Соедини стрелками валюту и страну».

Сюжетно ролевая игра «Кладоискатели»

Создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.

Просмотр фрагмента мультфильма «Простоквашино»

Подвижная игра на прогулке «Поиск клада»,

Разгадывание ребусов,

 

Январь

Остров нужных и не нужных расходов.

Уметь выделять наиболее важные денежные расходы в семье, а на чем можно сэкономить.

Расходы личные и общие.

Д.и. «Как тратит деньги  семья», «Конфетки и монетки».

Золотая лихорадка. Почему ценится золото?

Расширить знания о редком драгоценном металле. Воспитывать уважение к труду золотодобытчиков.

Чтение фрагмента сказки «Приключения Буратино»,

Просмотр фрагмента «Утиные истории».

Беседа «Ценится то, что редко встречается»

Как правильно копить деньги.

Воспитывать представления о сущности таких нравственных качеств, как экономность, бережливость.

Чтение фрагмента сказки «Приключения Буратино»,

С/р. игра «Аптека» «супермаркет»

Сюжетно ролевая игра «Банк».

Познакомить детей с «банком», как с учреждением, где хранятся деньги.

 

Просмотр части мультфильма «уроки Тётушки Совы»(что такое банк).

Февраль

Долг платежом красен. Что такое долг?

Формировать доброжелательные отношения. Дать детям, понятие долга;  учить  анализировать поведение персонажей. Развивать внимание к сверстникам.

Работа над пословицей «Долг платежом красен».

Сказка «Долг платежом красен».

 

Если бы я был папой. Доходы и расходы

Способствовать осмыслению детьми черт характера, связанных с экономикой: бережливость, экономность, трудолюбие, честность. Формировать представление о потребностях семьи: учить понимать различие между словами «хочу» и «надо»; учить определять первоочередные нужды семьи.

Беседа о семейном бюджете, его планировании и расходовании

Делаем копилку своими руками.

Научить изготавливать копилку своими руками, для накопления денег.

 

Разгадывание загадок на тему денег.

Мастер – класс по изготовлению копилки.

Что за деньги купить нельзя.

Дать представление о том, что деньги – это универсальное и удобное средство обмена;

Д.и. «Если бы у меня было много денег…»,

Беседа на тему без чего нам не обойтись в жизни?  Что нельзя купить за деньги? 

Март

Карманные деньги.

 

Познакомить детей с понятием «карманные деньги», приучать детей к трудолюбию.

Притча «Заработанное своим трудом»,

Беседа «Как можно заработать деньги детям».

Правильное вложение денег.

Расширить представление детей о необходимости рационального использования (вложения) денег для получения прибыли;

Чтение сказки «Муха – цокотуха», «Трое из Простоквашино»

Сюжетно-ролевая игра «Обменный пункт.

Учить детей практически осуществлять процесс обмена.

Сюжетно-ролевая игра «Обменный пункт.

Рекламы разные нужны и для продаж очень важны.

Создать условия для высказывания своих мыслей, познаний, учить выслушивать  других точки зрения.

беседа о назначении рекламы;

составление самостоятельно рекламу любимой игрушки

Апрель

Деловая игра «Рекламное агентство».

Учить детей практически рекламировать продукцию и услуги.

Деловая игра «Рекламное агентство».

Наличные, безналичные и электронные деньги. Волшебная карта.

Познакомить и научить пользоваться банковскими картами. Дать понятие наличные и безналичные деньги.

С\р.игра «Банкомат», «Банк».

Беседа на тему «Монета, банкнота, пластиковая карта»

Злая или добрая волшебница «Кредитная карта».

Научить детей, как не попасть в долговую яму пользуясь кредитной картой.

Беседа о пользовании кредитной картой.

Д.и. «Как расплатиться кредитной картой»

«Меценаты. Благотворительная деятельность».

Познакомить детей с понятием «Меценатство и благотворительность».

Просмотр и обсуждение мультфильма «Просто так» и «Кошкин дом».

Май

 

 

 

 

 

 

 

 

Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером».

Закрепить  финансовые знания детей, через интеллектуальную игру.

Игра «Кто хочет стать миллионером».

Милионерия. Коллективная игра  «Если бы у меня был миллион».

Закрепить практические   навыки детей по рациональному использованию заработанных средств.

Коллективная игра  «Если бы у меня был миллион».

Деловая настольная игра «Монополия».

Закрепить  финансовые знания детей, через настольную  игру.

Игра «Кто хочет стать миллионером».

Викторина «Что мы узнали о финансах».

Закрепить полученные знания детей о финансах.

Викторина «Что мы узнали о финансах».

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы.

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий

 

Психолого-педагогические и методические требования к реализации программы:

  1. Преобладает игровой метод обучения.
  2. Использование специализированной литературы в обучении.
  3. Постоянное отслеживание результатов и подведение итогов образовательной деятельности.
  4. Создание ситуации успеха.
  5. Организация различных видов стимулирования.

Материально- техническое обеспечение:

  1. Оптимальные условия в помещении, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.
  2. Материалы для работы и творчества детей.
  3. Мультимедийный центр, экран для просмотра презентаций, магнитная доска, компьютер, принтер.

Список литература

  1. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
  2. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012.104 с.
  3. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.
  4. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.
  5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада /

/ Дошкольное воспитание, 1995. № 9.

  1. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.
  2. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
  3. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с. 9. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с

9.Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.

Интернет ресурсы.

вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»

www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ

 www.gov.ru – сайт Правительства РФ

 www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики

 www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ

 www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ

www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ

 www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ

 www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ

 www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»

Литература для детей и родителей.

  1. Татьяна Попова, Анастасия Булавкина.«Волшебный банкомат».
  2. Джерри Бейли, Фелиция Ло. «Твои деньги».
  3. Для родителей — с воспитательными секретами.
  4. Джолайн Годфри. «Как научить ребёнка обращаться с деньгами» М.2013
  5. Для всей семьи — с уроками от лабрадора Мани
  6. Бодо Шефер. «Пёс по имени Мани».

Публичный отчёт руководителя за 2017-2018 учебный год

Публичный отчет руководителя муниципального бюджетного дошкольного образовательного  учреждения Киселевского городского округа детский сад № 40 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей за 2017-2018 учебный год.

Цель публичного доклада - становление общественного диалога и развитие участия родителей и общественности в управлении учреждением.

Задача публичного доклада - предоставление достоверной информации о жизнедеятельности детского сада. Предмет публичного доклада – анализ показателей, содержательно характеризующих жизнедеятельность ДОУ

Заведующая – Пушкарева Ирина Юрьевна, высшее образование, общий педагогический стаж – 25 лет, назначена с 02 мая 2012 г.