Памятка "Первичные средства пожаротушения"

 

1. Самым распространенным средством тушения пожара является вода. Однако ее применение эффективно не во всех случаях. Воду нельзя использовать, когда горят электрические провода и установки, находящиеся под напряжением, а также вещества, которые при соприкосновении с водой воспламеняются или выделяют ядовитые пары или горючие газы. Не следует также применять воду для тушения горящего бензина, керосина и других жидкостей из нефтепродуктов, т. к. они всплывут на поверхность воды, и процесс горения продолжится.

Для хранения воды используются бочки, которые устанавливаются рядом с пожарным щитом и должны иметь объем не менее 0,2 куб. метра и комплектоваться ведрами.

2. Эффективным средством тушения пожара является также песок. Его можно использовать в большинстве случаев возгораний. Песок охлаждает горючее вещество, затрудняет доступ воздуха и сбивает пламя. Наиболее эффективно его применение при тушении горящего керосина, масла, смолы и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Ящики для песка должны иметь объем 0,5 куб. метра и комплектоваться совковой лопатой. Конструкция ящика должна обеспечивать удобство извлечения песка и исключать попадание в него осадков. Ящики с песком устанавливаются с пожарными щитами или на открытых площадках, где возможен разлив легковоспламеняющихся или горючих жидкостей.

3. Для ликвидации возгорания на начальной стадии можно использовать асбестовое, грубошерстное или войлочное полотно, которое при плотном покрытии им горящего предмета предотвращает доступ воздуха в зону горения. Асбестовое, грубошерстное или войлочное полотно (кошма) размером не менее 1×1 м должно храниться в водонепроницаемом футляре (чехле). Полотна должны не реже 1 раза в 3 месяца просушиваться и очищаться от пыли.

4. Наиболее эффективным первичным средством тушения пожара являются огнетушители. Они предназначены для тушения пожаров в начальной стадии возгорания.

Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей в здании (помещении) осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 "О противопожарном режиме" (Приложение 1 и 2), в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, предельной площади помещения, а также класса пожара.

Виды огнетушителей, требования к их размещению эксплуатации определяются  сводом правил "Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации. СП 9.13130.2009".

По виду огнетушащих средств огнетушители бывают углекислотные, пенные, порошковые и комбинированные, а по объему – ручные малолитражные (до 5 л), промышленные ручные (5−10 л), стационарные и передвижные (свыше 10 л).

Расчет необходимого количества огнетушителей ведется по каждому помещению и объекту отдельно.

5. Для тушения пожара внутри здания могут быть использованы противопожарные водопроводы, снабженные пожарными кранами. Внутренние пожарные краны предназначены для тушения пожаров и возгораний любых веществ и материалов, кроме тех, которые находятся под напряжением.

В соответствии с требованиями п. 4.1.5 свода правил "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности. СП 10.13130.2009" внутренний противопожарный водопровод не требуется "в зданиях общеобразовательных школ, кроме школ-интернатов, в том числе школ, имеющих актовые залы, оборудованные стационарной киноаппаратурой".

В случае использования внутреннего противопожарного водопровода пожарные краны размещают в специальных шкафах, приспособленных для их пломбирования и визуального осмотра без вскрытия, на высоте 1,35 м от пола. В каждом шкафу должен находиться пожарный рукав длиной 10, 15 или 20 м и пожарный ствол. Ствол, рукав и кран должны быть постоянно соединены. Льняной рукав необходимо перематывать на новую складку один раз в полгода. Внешний осмотр кранов производится два раза в год, а их проверка с пуском воды – один раз в год.

Проверка работоспособности сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода осуществляется не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.

6. Первичные средства пожаротушения должны иметь соответствующие сертификаты.

7. Для размещения первичных средств пожаротушения, немеханизированного пожарного инструмента и инвентаря в зданиях, сооружениях, строениях и на территориях оборудуются пожарные щиты.

Требуемое количество пожарных щитов и нормы их комплектования для зданий, сооружений, строений и территорий определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 "О противопожарном режиме" (Приложение 5 и 6).

8. Использование первичных средств пожаротушения, немеханизированного пожарного инструмента и инвентаря для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожара, запрещается.

СКАЧАТЬ ПАМЯТКУ

Безопасность ДОУ

Образовательные стандарты

 

ФГОС дошкольного образования (Файл);

 

Комментарии к ФГОС дошкольного образования от 28 февраля 2014г № 08-249 (Ссылка);

 

Письмо Рособрнадзора от 07 февраля 2014 года № 01-52-22\05-382 (Файл);

 

Приказ и План-график мероприятий по введению и реализации ФГОС ДО в системе образования Кемеровской области от 12.03.2014 № 517 (Файл)

 

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 № 273-ФЗ) (Ссылка);

"Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13" (Ссылка);

"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013г. № 1014) (Ссылка);

Государственная программа РФ "Развитие образования" на на 2013 - 2020 годы (Ссылка);

Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013г № 678 г.Москва "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций" (Ссылка);

Письмо Минобрнауки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года № 08-10 (Ссылка);

Иные образовательные стандарты
Название Файл
Профессиональный стандарт "Педагог" Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013г № 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Редакция с учетом изменений и дополнений на 5 августа 2016года Ссылка

Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников по ФГОС ДО


Сегодня, в связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. ФГОС ДО нацеливает на личностно- ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жёсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях.
 

Таким образом, при создании развивающей предметно- пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее - РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию:
     образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
 двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
  различных образовательных программ, с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.

«Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда - это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)».
 
В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации могут вполне реально осуществлять реформу своей деятельности. Это касается и изменений развивающей среды ребенка. Здесь крайне необходимо произвести новые изменения при сохранении лучших традиций системы.
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования, возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:
  охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
 максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
 построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей.
 создать условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также оказать содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
 открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществлять им поддержку по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
  построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
 создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда
обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. На протяжении процесса взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно- пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
 
Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
• Содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе, технические), материалы (в том числе, расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
 Трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;
 Полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской активности;
    Доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
 Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности.
Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей - социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).
Также при организации РППС взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.
В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково- исследовательскую детскую деятельность.
Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования РППС, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования.
При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать:
• Соответствие общеобразовательной программе ДОО;
 Соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО;
   Соответствие возрастным возможностям детей;
    Трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;
 Возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;
  Вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;
 Наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды.
   Соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН.
С учетом вышеуказанных требований РППС ДОО должна обеспечивать вариативность на содержательно-педагогическом уровне образовательного процесса. Данная задача решается системно, в том числе, упорядочивая множество игровых средств ДОО в «систему игровых средств» - «игровую поддержку развития детей».
 
Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды
При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать следующие нормативные требования:
     Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года;
     Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», № 185 от 02 июля 2013 года;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17 октября 2013 года;
   Комментарии к ФГОС дошкольного образования Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-249 от 28 февраля 2014 года;
 Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года.
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 68 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»»
• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», указ Президента РФ № Пр-271 от 04 февраля 2010 года.
  Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/1912 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого- педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»).
 Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей».
• Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям согласно их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом).
Предметное содержание РППС должно выполнять информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки, оборудование и другие материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды.
Требования к предметному содержанию можно разделить на две группы: общие и специальные. 
Критерии первой группы указывают на такие качества, которые должны категорически у них отсутствовать, т.к. они оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребёнка.
Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:
• провоцировать ребенка на агрессивные действия;
 вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнёры (сверстники, взрослые);
  провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
 вызывать у ребёнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;
 провоцировать ребёнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
 
В состав критериев другой группы включены качества, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка:
 Полифункциональность. Это качество должно давать возможность ребёнку гибко использовать элементы РППС в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях.
 Применение элементов РППС в совместной деятельности. Наличие этого качества говорит о том, что все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при инициировании совместных действий.
  Дидактическая ценность. Это качество указывает на то, что игровые средства РППС могут использоваться как средство обучения ребенка.
  Эстетическая ценность. Наличие такого качества подтверждает, что игровые средства РППС могут являться средством художественно- эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств. Помимо соответствия критериям, установленным ФГОС ДО, все элементы РППС должны иметь все необходимые сертификационные документы: Сертификат соответствия и Гигиенический сертификат. Именно эти документы свидетельствуют об их физической безопасности для детей.
Что касается специальных требований, то их перечни элементов РППС должны найти своё отражение в структуре и содержании образовательных программ ДОО (в том числе для ДОО, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья).
Отдельно необходимо уделить внимание развивающим свойствам элементов РППС. Это обусловлено тем, что благодаря своему высокому развивающему потенциалу, игровые средства могут быть использованы для детей с различным уровнем развития.
Развивающие возможности элементов РППС характеризуются на основе оценки их «развивающего потенциала», полагая при этом, что чем выше этот потенциал, тем выше развивающие возможности. Степень этого потенциала можно оценить следующим образом:
Число заданий, которые могут быть сформулированы перед ребёнком с использованием элементов РППС. Чем больше таких заданий, тем выше развивающий потенциал.
Число ступеней сложности, которые могут быть сформированы на основе образовательных заданий и «высота» этих ступеней. Чем больше ступеней сложности, чем равномернее их «высота», тем выше развивающий потенциал элементов РППС.
Смысл двух последних степеней можно понимать следующим образом: на основе некоторого элемента РППС можно сформулировать несколько заданий, но все они мало отличаются друг от друга по сложности, а, следовательно, такой элемент не позволит сформировать большое число ступеней сложности.
Возможен и такой вариант: элемент имеет достаточно много ступеней, но задания на соседних ступенях значительно отличаются друг от друга по уровню сложности, т.е. «высота» ступеней сложности различна. При такой неравномерности ребёнок может легко справится с одними заданиями, а другие будут для него слишком трудны, и он сможет их выполнить только с помощью взрослого.
Степень «открытости», связанная с особенностью его структуры и содержания. Существуют такие элементы РППС, которые стимулируют творческую активность и ребёнка, и взрослого. Они побуждают придумывать новые задания для детей помимо тех. Чем больше новых заданий может быть придумано на основе использования элементов РППС, тем выше их развивающий потенциал.
Степень универсальности - возможность применять элементы РППС для нескольких программных направлений. Чем для большего числа направлений они могут быть использованы, тем выше его развивающий потенциал.
«Автодидактичность» - структурное свойство игрового средства, которое «указывает» ребёнку на его ошибки, сделанные при выполнении того или иного игрового задания. Чем больше заданий с такими «указаниями», тем выше развивающий потенциал элементов РППС.
Определяя перечисленные параметры, можно делать выводы о величине развивающего потенциала различных элементов РППС, сравнивать их между собой, и выбирать из них те, которые имеют наибольшие развивающие возможности.
Оценивание развивающих возможностей элементов РППС, формирование перечней на их основе значительно повысит эффективность игровой поддержки образовательного процесса ДОО. Это обусловлено тем, что один развивающий элемент, благодаря своим свойствам, может быть использован для организации развивающих игр с широким диапазоном сложности.
В состав перечней РППС для ДОО должны входить только те элементы, которые удовлетворяют установленным критериям качества, специальным требованиям, соответствующим профилю ДОО, имеющие все необходимые сертификаты. Кроме того, желательно, чтобы они имели высокий развивающий потенциал.