Адаптация детей к детскому саду


Адаптация в переводе с греческого языка означает «приспособляю». Адаптация – это процесс приспособления организма на социальном, физическом и психическом уровне. В 90-х годах государством было принято решение о закрытии групп раннего возраста с тем, чтобы воспитанием детей занимались самые близкие для них люди (мама, папа, бабушка, дедушка). Но оказалось, что эта мера не оправдала себя, так как многие родители не имеют специального педагогического образования, и воспитание детей было пущено на самотек.


В последние годы увеличилось количество детей, поступающих в ДОО в более раннем возрасте (с 1,5 лет). И это послужило причиной того, что сейчас уделяется большое внимание процессу адаптации детей.

Когда ребенок поступает в детский сад, он попадает в новые условия. Меняются режим дня, питания, температура помещения, характер общения. Все это приводит к изменению поведения ребенка: нарушается его аппетит, ухудшается эмоциональное состояние.

У некоторых детей происходит потеря уже имеющихся навыков. В период адаптации многие дети болеют; основная причина – это состояние эмоционального дискомфорта, что приводит к снижению сопротивляемости организма.

Характер адаптации зависит от возраста ребенка. Наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети до 1,8–2 лет. В этом возрасте начинают формироваться устойчивые привычки, а возможностей для их перестройки еще нет.

После двух лет адаптация происходит быстрее, так как изменяется подвижность нервных процессов. Малыши более любознательны, их можно заинтересовать. Однако дети одного и того же возраста по-разному привыкают к новым условиям. Это зависит от индивидуальных особенностей нервной системы.

На характер адаптации оказывает влияние и то, из каких условий ребенок приходит в детский сад, что меняется в его жизни. Часто режим изменяется полностью – тогда ребенок легче привыкает, если режим в семье соответствует его возрасту.

Основные факторы, облегчающие процесс адаптации: сформированность у ребенка навыков самообслуживания, приученность к режиму дня, организация педагогического процесса в первые дни вхождения ребенка в ДОО в соответствии с теорией привязанности (это особый врожденный вид эмоционально теплых отношений между ребенком и матерью).

Для этого пребывание мамы в группе в первые дни должно быть постоянным, затем постепенно сокращаться, и последний этап – полное ее отсутствие.

От педагога во многом зависит, как будет происходить адаптация. Для эффективного прохождения адаптации ребенок должен быть расположен к педагогу. Чтобы четко соблюдался режим дня, деятельность детей осуществляется планово. 

Пребывание детей должно быть содержательным и насыщенным. очень важное условие – правильно созданная развивающая среда. Для того чтобы облегчить процесс адаптации, работу надо начинать до поступления ребенка в детский сад. При составлении списков родители должны познакомиться с воспитателем, узнать все интересующие их вопросы. Проводится анкетирование (о состоянии здоровья, эмоциональном состоянии, о взаимоотношениях ребенка в семье (общение) и познавательных процессах).

Основные этапы в адаптационный период: анкетирование родителей; родительское собрание; создание медико-психолого-педагогической службы; правильное формирование группы (пребывание по графику, не более трех детей в неделю).

Адаптация может протекать быстро и длительно. исходя из этого, ее разделяют на три этапа (степени): 3–5 дней – легкая степень; от 5–7 дней до 10–14 дней – средняя; от 14 дней до 2 месяцев и более – тяжелая степень.

С момента поступления ребенка в детский сад на него заводится лист адаптации, где указываются настроение, аппетит, сон, активность в игре, речи, взаимоотношения с детьми, взрослыми.

Памятка для родителей «Как готовить ребенка к детскому саду»

Специальная подготовка ребенка к детскому саду должна проводиться задолго до поступления в детский сад. Эта подготовка включает в себя следующие пункты.

Родители должны:

1. Заранее узнать все новые моменты в режиме дня детского сада и ввести их в домашний режим дня ребенка, включающий:

– достаточный сон (не менее 9–10 часов);

– дневной сон;

– питание, соответствующее принятому в детском саду (меню максимально приблизить к утвержденному в детском саду, исключить насильственное кормление – важно, чтобы ребенок ел сам);

– навыки самообслуживания.

2. Заранее познакомиться с воспитателем, поговорить с ним о ребенке (особенностях его характера, домашнем окружении, гигиенических навыках).

3. Начать водить ребенка в детский сад не с того дня, когда мама должна выйти на работу, а как минимум за 2–3 недели (младшие дети), за 1–1,5 месяца (дети раннего возраста). Время, проводимое ребенком в группе, увеличивать постепенно.

4. Не обсуждать при ребенке волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.

5. Отправлять ребенка в детский сад только при условии, что он здоров.

6. Создать положительный настрой на пребывание малыша в детском саду, заранее познакомить его с детьми из группы, которую он будет посещать (например, во время прогулки).

7. Не пугать ребенка детским садом в качестве наказания за проступки или непослушание.

8. Готовить ребенка к временной разлуке с вами и дать понять, что это неизбежно потому, что он уже большой.

9. Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.

10. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему ребенка (на время прекратить походы в гости, сократить время просмотра телепередач, не реагировать на его выходки и не наказывать за капризы, искать компромисс в отношениях с малышом), максимально бережно относиться к ребенку.

11. Не укутывать малыша, а одевать его в соответствии с температурой в группе и на улице.

12. В выходные дни придерживаться такого же режима дня, как в детском саду.

13. Когда ребенок привыкнет к детскому саду, не принимать его слез при расставании всерьез – это может быть просто проявлением плохого настроения.

14. При явных изменениях в обычном поведении ребенка или при выраженных невротических реакциях как можно раньше обратиться к врачу.

Первые признаки того, что ребенок адаптировался: 

– хороший аппетит; 

– спокойный сон;

– охотное общение с другими детьми; 

– адекватная реакция на любое предложение воспитателя; 

– нормальное эмоциональное состояние (улыбается, хорошее настроение, спокоен).

Мы рады видеть вас и вашего ребенка в нашем детском саду!

Как стать хорошими родителями

 
Разумеется, основную роль в воспитании ребенка играет семья. Ведь именно в семье ребенок проводит большую часть своей жизни, тогда же закладываются основы личности ребенка. Все те знания и опыт, приобретенные в детские годы в семье, ребенок сохраняет в течение всей жизни.
Наибольшее влияние на развитие ребенка оказывают родители. И, как всем известно, именно у хороших родителей вырастают хорошие дети! Но каких родителей можно назвать «хорошими»? Одни думают, что «хорошими» можно стать, изучив множество специальной литературы по педагогике и психологии. Но одних знаний мало. Да и можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются и всегда уверены в своей правоте, которые всегда точно знают, что ребенку нужно и что ему можно и могут абсолютно точно предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь? А можно ли назвать «хорошими» тех родителей, которые прибывают в постоянных тревогах и сомнениях, теряются всякий раз, когда сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, и если прибегли к наказанию за проступок, то тут же считают, что были не правы? Они часто подозревают детей в каких-либо вредных привычках, выказывают излишнее беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров и неблагоприятного влияния. Наверное, ни тех, ни других нельзя назвать хорошими родителями, поскольку ни повышенная родительская уверенность, ни излишняя тревожность не помогут стать действительно хорошими родителями для своих детей.

В родительской работе, как и в любой другой, возможны ошибки и поражения, сомнения и временные неудачи, которые со временем сменяются победами.

Если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу - воспитать в ребенке потребность к самостоятельному познанию всего нового и неизведанного. Родители являются первой общественной средой ребенка и именно личности родителей играют существенную роль в его жизни. Ведь не случайно в тяжелую минуту мы мысленно обращаемся к родителям, особенно к матери.

Постоянный психологический контакт с ребенком - это одно из универсальных средств воспитания, которое необходимо в воспитании каждого ребенка любого возраста. Ведь ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того, воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитание материальных затрат. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать и наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании ребенка.

Потребность в родительской любви – это жизненно важная необходимость для маленького человечка. Любовь ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. И если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все чаще исполняет роль поддержания спокойного и безопасного внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. 

Именно поэтому основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к своему ребенку в любом возрасте с особой любовью и вниманием.

Как мы прогуливаем уроки, которые дают нам дети

 
Урок благодарности
 
В детстве люди обращают внимание на все. Буквально. Наблюдательность довольно быстро ставит ребенка перед необходимостью понять, что есть вещи неприятные, а приятных часто бывает меньше. Как ребенок восстанавливает кем-то нарушенное равновесие? При помощи восторга и благодарности.
 
Блестки на костюме фокусника, огромный воздушный шар, смешная собачка – все это предлог для радости, которой не хватило получасом раньше. Почему в детстве замирает сердце от майских жуков? Детство проходит, но жуки-то остаются. Вместе с детством уходит и умение благодарить за всякую радость.
 
Выходит, что жуки тут ни при чем. Просто мы считаем ниже своего достоинства обрадоваться чему-то дешевле 100 долларов. Я уважаю людей, которые улыбаются при виде цветных стеклышек. Такие стеклышки на асфальте всегда рассыпают снопы искр. Взрослые часто спрашивают, почему ребенок, выкручивая руку, идет задом наперед? Потому что вы-то на землю не смотрите, а там, может, кусочек красного стеклышка попался, очень редкий, почти как фиолетовый.
 
Уроки вранья
 
Это то, чему мы начинаем учить детей с самого нежного возраста. Самое безобидное вранье – «скажи, что меня нет дома». Нет, все понятно, часто бывает так, что подойти к телефону нет сил даже под дулом, но почему при этом непременно нужно врать? Неясно. Ясно только, что дети к словам относятся очень серьезно. А мы?
 
Взрослые, как известно, хозяева своего слова: хотят – дают, хотят – берут назад. Утром мама торжественно обещает ребенку, что после обеда они пойдут гулять. Обед миновал – раздраженная, кипящая мама говорит, что у нее нет сил идти даже на бал. А зачем обещала? Ведь эти мелкие враки, вполне безобидного и объяснимого происхождения, накапливаются. Так ребенок делает открытие: почти все взрослые говорят просто так. Их слова и действия никак не связаны друг с другом. Поэтому безусловно доверяют тому, кто обеспечивает наглядную связь между тем, что сказано, и тем, что сделано. Печальный опыт преступлений, связанных с насилием над детьми, уже очень давно выявил важную закономерность.
 
Почему иногда так легко удается взрослому уговорить ребенка пойти с ним? Так ведь по большей части и уговаривать-то не приходится. Просто взрослый говорит: у меня есть рыбки – хочешь, покажу прямо сейчас? Могу покатать на машине – есть время? За словом предлагается немедленная его реализация. Между прочим, чем ребенок меньше, тем короче и прочнее связь между его словами и тем, что их породило. Привыкшие трепаться взрослые этого искренне не воспринимают. 
 
Один из нагляднейших примеров собственной жизни. Сын года в четыре неожиданно возненавидел молоко и молочные продукты. Сначала он пробовал объясняться со мной. Поняв всю тщету своих усилий, он при виде творога стал прятаться под стол. Жестом отчаяния стали его закрытые глаза. Появляется на тарелке творожник – закрываются глаза, и человек плохо слышит. Наконец, года через три я случайно обмолвилась об этом забавном явлении где-то в гостях. Среди гостей находился врач-аллерголог. Он чуть не упал со стула. Это, сказал он, и называется власть тьмы. У вас ребенок аллергик? Аллергик. Происхождение аллергии не установлено? Нет. А разве вы еще не усвоили, что некоторые виды аллергии сопровождаются тотальным отторжением молочных продуктов? Ваш ребенок говорит то, что чувствует, но для вас это малозначительный повод к размышлению. Было стыдно.
 
И есть еще один вид лжи, самый ядовитый. Поскольку у нас не принято без повода говорить о смерти, ребенок совершенно, решительно не понимает, что это такое. И так ли непоправимо. Умирает член семьи. Мама или папа бояться признаться, что они быстро забыли умершего или что его не любили при жизни. Ребенок чувствует неестественность происходящего, но обсудить это не с кем – ведь родители бояться говорить на эту тему. Ребенок снисходителен к родителям, которых любит. Он принимает эту ложь как непременный атрибут ТАКИХ событий. И позже, когда происходят события не менее значительные, подросток уже готов к тому, что говорить о них дома по-настоящему не с кем.
 
Урок уроков
 
Взрослые любят повторять одну зловещую фразу: большой, а играет, как маленький. Это, надо понимать, ругательство такое. Еще признаком неразвитости у особо продвинутых родителей считается любовь к сказкам.

Лучше всех про игры написал Януш Корчак. «Важно не то, во что играть, а как и что при этом думать и чувствовать. Можно умно играть в куклы и глупо и по-детски играть в шахматы. Можно интересно и с большой фантазией играть в пожар или в поезд, в охоту или в индейцев и бессмысленно читать книжки. Для игры нужен хороший товарищ и вдохновение, а значит, свобода».
 
Марина Цветаева всю жизнь помнила, какие игрушки висели на елке в доме ее отца и в ее собственном доме в Трехпрудном. Эти воспоминания с тончайшими оттенками цветов и с полутонами, постоянно вспыхивают в ее стихах подчас совершенно неожиданно.
 
Полная, истинная и неподдельная свобода – вот что такое игра. Быть может, кому-то суждено только в детстве быть победителем. Иным этого хватает навсегда. Кто-то, научившись выигрывать, делает это точкой отсчета и выходит, что, даже поседев, он остается верен детству. А научиться проигрывать? Тот, с кем это не случилось вовремя, потом станет деспотом.
 
Сознаюсь: я не учила сына никакой игре своего детства. В том же признались все мои взрослые знакомые. Как же так? Он все время учит меня играть в игры, которые придумывает сам, а я?
 
Когда взрослые орут на детей, они вряд ли понимают, как мало изменяется в жизни от их воплей. Иногда это неизбежно, но результата не будет и тут. Оказалось, что самым сложным вещам легче всего научить, играя. Допустим, брать себя в руки.
Взрослый человек и безнадежно вспыльчивый ребенок заключили пари. Поневоле постоянно находясь на глазах у воспитателя, ребенок не имел возможности обмануть. Договорились, что мальчик – отпетый и непереносимый – будет заносить свои достижения (сдержался в сложных условиях) в тетрадку. Пять побед – воспитатель делает ему крошечный сюрприз. Еще пять – снова. И так четыре месяца. В условиях сюрпризности и неукоснительно выполняемых обеими сторонами условий человек, от которого выли все взрослые, самостоятельно выработал в себе навык самообуздания. Тот, кто мне об этом рассказывал, считал, что одержал величайшую из викторий. И разве он был неправ?
 
Уроки, которых вообще не было
 
Мы ежедневно друг друга наказываем: мы детей, а они – нас. Кто спорит, бывают ситуации, когда наказание неизбежно. Однако взрослые не умеют даже этого. Я говорю это настолько твердо, насколько вообще в состоянии на чем-то настаивать.
 
Дикие разнузданные скандалы, в лучшем случае – со слезами, в худшем – с грубостями и оскорблениями без счету, жестокие жесты и намеки. Это должно убедить провинившегося в том, что он был неправ. Верит ли в благое действие оскорблений сама добродетель в лице родителя? По-видимому, до этого вопроса просто дело не доходит. Орем то, что попадает на язык. Становимся отвратительными и чужими. Они нас всегда прощают. Но сами они наказывают нас по-другому. Перестают доверять. И главное – разочаровываются.
 
У меня на письменном столе лежит листок, на который неизбежно падает взгляд, когда я сажусь работать. Он там всегда, и мне с ним легче. Януш Корчак: «Но как же тебе не совестно взаправду сердиться? Смотри, какой он маленький, тощенький, слабенький и беспомощный. Не какой он будет, а какой он есть сегодня. На заре веселых возгласов и лазоревых улыбок. Ребенок знает, угадывает важность своего несовершенства. Пускай забудется, пускай отдохнет! Каким сильным моральным двигателем в его грязной взрослой жизни будет воспоминание подчас лишь об одном человеке, кто к нему хорошо относился и в ком он не обманулся. Познал его, знал и, несмотря на это, продолжал любить». Мы все время твердим им о будущем, ругаем их, ссоримся с ними, не слушаем их именем и во имя будущего. А кто же будет с ними сейчас?
 
Урок почемучества
 
Ребенок живет на свете впервые, не то что взрослый - пятую или восьмую жизнь. Он ничего не знает, а мир вокруг переполнен незнакомым. И маленький человек подходит к этому с сугубо практической стороны: что это и для чего? Ему надо знать, что из чего может последовать. Может ли от дома оторваться балкон? Это не досужее любопытство. Некоторые боятся под балконами ходить, а некоторые свои балконы подклеивают клеем, чтобы держались. У одной собаки морда злая, а у другой - добрая. Все, как у людей. Почему же она ничего не говорит, и раз не говорит, зачем к ней обращаться со словами? Как все это устроено?
 
Мы не отвечаем на вопросы детей. Не отвечаем с одной стороны потому, что раздражаемся «ненужностью» или мнимой наивностью вопроса – с другой стороны, мы ведь подчас и понятия не имеем, как ответить. Мы сами ничего не знаем. Только они хотят знать, а мы уже нет. Всего один из моих знакомых записывает вопросы двух своих маленьких детей-погодков и потом лезет в словари и энциклопедии, чтобы ответить правильно.
 
Совсем маленькая девочка, размышляя над тем, что приближается осень и начали опадать листья, предположила: листья и цветы улетают из страны, в которой становится холодно, в те страны, где в это время становится очень тепло. Все взрослые, которые это слышали, засмеялись. Она терпеливо выждала, когда стихнет смех, и стала спрашивать, а что же на самом деле происходит с деревьями осенью – кроме двух-трех расхожих фраз ей никто ничего предложить не смог. Просто не знали! И чем меньше мы знаем, тем больше раздражаемся их животной любознательности.
 
Дети очень мудро относятся к вещам. Они не знают их цены, и их отношения к вещам строятся на любовной основе. Если этот стол любимый и удобный, значит, он дорогой и красивый ( в терминах взрослых). Недаром ребенка нельзя купить дорогим подарком – ему все равно, сколько он стоит, главное, чтобы пришелся по сердцу. Считается, что дети не умеют беречь вещи и безжалостно крушат все без разбору. В течение дня ребенок проживает год. У него меняются ценности. Если утром он больше всего на свете дорожил фарфоровым олененком, он спрячет его под подушку, и, спасая, может разбить. Но уже к вечеру может возникнуть новая привязанность. В подробности никто не вдается. А ребенок, ломающий игрушку, вообще враг народа, тогда как того, кто ничего не ломает и не хочет знать, что у кого внутри, скорей нужно показывать врачу. С диагнозом «нелюбознательность». Однако на всех взрослых с таким диагнозом врачей не хватит никогда.
 
Урок самсобойства
 
Детям позарез необходимо, чтобы их родители или главные в их жизни взрослые имели собственную важную и интересную жизнь, в которую они допускают не всякого. Это означает, что в большом мире твой отец или твоя мама занимают серьезное место, и движение небесных светил происходит в том числе и при их участии. Это не имеет ничего общего с тщеславием. Тут важна подлинность участия.
 
Хорошие родители стараются, как можно больше отдать ребенку. В спешке может остаться незамеченным, что для маленького человека жизненно важно хоть одним глазом, но постоянно иметь в поле зрения заповедник, заказник отца или матери – область жизни, в которую посторонним вход воспрещен, но которая – а это главное – есть. Любимый ребенок быстро привыкает к мысли, что нет на свете ничего такого, чего он не может попросить у родителей, если это находится в их расположении. Однако возникает совершенно новая система отношений, как только сын или дочь осознают, что у отца, например, есть собственная интеллектуальная жизнь. Ребенок делает открытие: оказывается интересно не только мне, но и ему.
 
Однажды я свалилась в пруд неподалеку от писательского дома отдыха Малеевка. Меня вытащил на сушу неприятного вида подросток. Нужда заставила разделить с ним компанию, он даже развел маленький костерок, и мы разговорились. Буквально с полуслова его прорвало. Его отец – литературовед. Всю жизнь пишет окололитературную тягомотину, презираемую всеми истинными исследователями литературы, не говоря уж о писателях. При этом мой собеседник очень точно уловил все тончайшие нюансы бесплодной деятельности своего родителя – по его мнению, в первую очередь это отразилось на его личности и на какой-то «ненастоящести» всего происходящего дома.
 
Сын врача, который делал мне операцию, однажды сказал мне, что его отец очень красивый человек. Маленький, толстенький, с зашитой в детстве «заячьей губой». Почему он сказал «красивый», а не «добрый», «всемогущий»…? Очень просто – потому, что он действительно кажется ему очень красивым. 

Режим дня вашего ребёнка

 
Режим дня основан на правильном чередовании различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Он способствует нормальному развитию ребёнка, его здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине. Режим не только организовывает ребёнка, но и стоит на страже его здоровья. Плюс к этому, вырабатываются полезные привычки, укрепляются воля, развивается организованность ребёнка. Можно сказать, что режим дня – это выверенное и продуманное чередование труда, отдыха, питания и сна, в соответствии с возрастом малыша. Конечно, чтобы режим дня превратился в привычку, потребность, родителям надо не только учить ребёнка этому, но и показывать на собственном примере важность и пользу режима. Помните, что именно в детстве закладываются все хорошие привычки, которые затем, во взрослой жизни, помогут ребёнку. 
 
Все родители пережили особенно напряженный период, когда только что явившийся в мир человек должен приспособиться к необычным условиям. Облегчить эту адаптацию – приспособление к жизни – родители обязаны организацией определенного режима. Нужно помнить, что основа, заложенная в детстве должна сохраниться на всю жизнь. 

Но зачастую родителям и другим окружающим взрослым оказывается трудно соблюдать режим без перебоев: то жаль в хорошую погоду вовремя уйти с прогулки или прервать интересную игру, то произошла задержка с приготовлением пищи. А мозг ребенка фиксирует эту неустойчивость режима, и потому так сложно выдерживать его, когда ребёнок становится старше. 
 
Важнейший компонент режима – сон. Дошкольники обычно встают в определенные часы (перед уходом в детский сад). Но ложатся спать в одно и то же время редко: в конце дня у них находятся неотложные дела, а родители добры. Вследствие этого у ребёнка начинается хроническое недосыпание, которое он старается компенсировать долгим лежанием в постели в воскресенье и каникулы. Недосыпание вызывает постоянное чувство вялости, расслабленности и наоборот, возбуждения. И то, и другое пагубно отражается на общем развитии малыша. Такой режим не только не восполняет отсутствие нормального сна, но и способствует развитию лени. С первого дня следует приучать ребёнка к ритму во всем – питании, в труде, в отдыхе. 
 
Составляют режим дня с учетом состояния здоровья, возрастных анатомо-физиологических и индивидуальных особенностей ребёнка. Режим дня предусматривает определенную продолжительность различных занятий, сна и отдыха, в том числе отдыха на открытом воздухе, выполнение правил личной гигиены. 
 
Формирование здорового образа жизни – это воспитание комплекса разнообразных навыков, правил, умений и знаний, которые дети могут применять на практике. Такой образ жизни создаёт у них мотивацию,стремление быть здоровым, ценить хорошее самочувствие, уметь защитить себя и своих сверстников от вредных влияний среды. Сформированные в детстве навыки здорового образа жизни сохраняются и в дальнейшем.
 
Правильное воспитание в соответствии с режимом дня, достаточной продолжительностью сна и разумным питанием – залог нормального роста и развития ребёнка. У детей, посещающих детский сад, день подчинён строгому распорядку с предусмотренными прогулками и подвижными играми на свежем воздухе, занятиями гимнастикой. Родителям остаётся следить за тем, чтобы и дома, в выходные дни режим не отличался от установленного в детском саду и ставшего для ребёнка привычным. Если ребёнок воспитывается дома, также надо выработать строгий режим и следить за его неуклонным выполнением. И насколько более тщательно родители продумывают режим дня своего ребёнка и постараются внедрить его в жизнь, настолько это положительно отразится на всех сторонах жизни и здоровья вашего ребёнка.